Дипломные, курсовые и контрольные работы можно скачать со страницы "Учёба", а со страницы "Содержание" возможен переход на все страницы пояснительной записки дипломного проекта.
Рабочие места с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Схемы размещения рабочих мест должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Рабочие места в залах электронно-вычислительных машин или в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
Оконные проемы в помещениях должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Т.к обучение связано с выполнением творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 м.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений
Экран видеомонитора от глаз пользователя должен находиться на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Помещения должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
Конструкция его должна обеспечивать: ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 500 мм и углом наклона вперед до 15 и назад до 5 градусов; высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину- не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 + 30 градусов; регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм; регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
Рабочее место учащегося должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
При организации рабочих мест следует предусматривать: пространство по глубине не менее 850 мм; пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм; расположение устройств ввода-вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана; расположение экрана ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в месте рабочей зоны, обеспечивающее удобство зрительного наблюдения в вертикальной плоскости. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Режимы обучения и отдыха должны организовываться в зависимости от вида и категории учебной деятельности. Виды учебной деятельности разделяются на 3 группы: группа А - считывание информации с экрана ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с предварительным запросом; группа Б - ввод информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При комбинированном обучении, за основу следует принимать такой тип обучения, который занимает не менее 50% времени в течение сеанса обучения.
Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за сеанс, но не более 60000 знаков за сеанс; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за сеанс, но не более 40 000 знаков за сеанс; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ за сеанс, но не более 6 часов за сеанс.
Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья пользователей на протяжении сеанса обучения должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Время регламентированных перерывов следует устанавливать в зависимости от продолжительности сеанса обучения, вида и категории учебной деятельности (табл. 8.4).
Категория работы ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ | Суммарное время регламентированных перерывов, мин | |||
группа A количество знаков | группа Б количество знаков | группа В, час | при 8-часовой смене | при 12-часовой смене | |
I | до 20000 | до 15000 | до 2,0 | 30 | 70 |
II | до 40000 | до 30000 | до 4,0 | 50 | 90 |
III | до 60000 | до 40000 | до 6,0 | 70 | 120 |
Примечание. При несоответствии фактических условий труда требованиям настоящих правил время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%. |
Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночное время (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
При 8-часовой работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
для I категории - через 2 часа от начала сеанса и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
для II категории - через 2 часа от начала сеанса и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час обучения;
для III категории - через 1,5-2 часа от начала сеанса и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час обучения.
При 12-часовом сеансе регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовом сеансе, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений.
С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работы), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).
В случаях возникновения у работающих с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую.
Женщинам со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью не рекомендуется проходить обучение на ПЭВМ. Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ при любых положениях регулировочных устройств.
Проведенный анализ показал, что в целом условия труда на изучаемом объекте соответствуют нормам. Требуется снизить уровень шума на 5 дБ, что можно достигнуть применением звукопоглощающий материалов. Выполняя требования к организации режима труда и отдыха при обучении за ПЭВМ, можно обеспечить безопасность и сохранность здоровья обучаемых, использующих разработанный программный продукт.
Содержание | Дальше |