Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" разложенный по главам. Электронный вариант книги и ПЗ одноимённого дипломного проекта сделанного по этой книге можно скачать со страницы Дипломные, курсовые и контрольные работы.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше

Основания научного поиска

Философский анализ реальной истории науки (прежде всего естествознания) показал, что в процессе научного исследования участвует также особый слой знаний мировоззренческого и методологического характера. В широком смысле к нему относят так называемое предпосылочное знание – всю совокупность самых различных знаний, которыми обладает ученый и использует своей профессиональной деятельности (сюда относят уже упоминавшийся здравый смысл, правила и нормы языка и логики, общепринятые научные сведения, знания философско-мировоззренческого характера и др.). В более узком смысле необходимым компонентом научного познания считают основания научного поиска – обобщенное знание ученого об изучаемых объектах и способах их исследования. В роли таких оснований выступают:

научная картина мира – обобщенное представление об изучаемой реальности через призму наиболее существенного знания всей науки (общенаучная картина мира) или конкретной фундаментальной науки (специализированная картина мира, например, физическая). Такое знание задает ученому исходные установки исследования, стратегию изучения объектов, обосновывает теоретические схемы и т. д.;

идеалы и нормы науки – представления ученых о Том, каким требованиям и критериям должны в принципе (в идеале) удовлетворять способы научного познания и само научное знание. Это основание научного исследования задает некие эталоны, образцы главных научных операций – эксперимента, объяснения, обоснования и построения знания и др. (скажем, от научного факта требуется его воспроизводимость, т. е. возможность его обнаружения в тех же условиях другими исследователями или же его автором, но в иное время);

философские основания науки – те базисные философские идеи, из которых (стихийно или сознательно) исходят ученые в изучении мира и его интерпретации. Чаще всего речь идет об объективной реальности изучаемых явлений и законов и их принципиальной познаваемости.

Все названные уровни научного познания тесно взаимосвязаны в реальном научном исследовании. Эта связь проявляется, главным образом, в следующем:

• как эмпирическое, так и теоретическое исследование проводятся на основе определенных философско-методологических предпосылок – оснований научного поиска;

• эмпирическое исследование всегда имеет под собой соответствующий теоретический базис и проводится, как правило, для проверки того или иного теоретического утверждения;

• эмпирическое исследование может дать такие результаты, которые потребуют значительных изменений в наличном теоретическом знании;

• теоретическое исследование вынуждено время от времени апеллировать к эксперименту и эмпирическим данным как к строгому судье своих абстрактных размышлений (хотя возможно и теоретическое познание, работающее долгое время за счет внутренних ресурсов – например, математика или фундаментальная физика). Поэтому научное познание в этом отношении представляет собой: постоянное восхождение с экспериментального уровня на теоретический; динамичное развитие знания на теоретическом уровне; содержательную трансформацию предельно общих форм знания, лежащих в основании науки – картин мира, идеалов и норм, философских оснований науки. Этот процесс бесконечен – вряд ли когда-нибудь будет создана, как шутят физики, Всеобщая Теория Всего.

Научное познание при всей своей значимости для человека все же ограничено в гносеологических возможностях, ибо есть вопросы и проблемы, которые наукой не решаются. Так, Гуссерль отмечал: "Наука в принципе исключает вопросы, наиболее животрепещущие для человека ... а именно вопросы о смысле и бессмысленности всего человеческого существования"[38]. Вопросы подобного рода находятся вне компетенции науки, она не имеет каких-либо экспериментальных и теоретических средств для их решения. Поэтому научное познание нельзя считать панацеей от всех бед и требовать от него ответа на гамлетовские вопросы. В поисках решения подобных смысложизненных проблем современный человек обращается к иным сферам познания - философской, религиозной, этической, художественной и т. д. Не случайно сейчас все чаще выдвигается идея равноценности всех видов познания для бытия человека и освоения им мира. Человек, с этой точки зрения, должен быть открыт для любого познавательного опыта, уметь находить во всех сферах познания те знания, которые необходимы ему для построения индивидуального целостного мировоззрения.

Подводя итог всему изложенному, вернемся вновь к знаменитому кантовскому вопросу: "Что я могу знать? ". Наверно, сейчас мы имеем право сказать: "Я могу знать с определенной степенью достоверности":

• содержание своего внутреннего духовного мира;

• мой непосредственный жизненный мир, данный мне в собственном чувственном и рациональном опыте;

• свойства, связи, законы и т. д. внешнего мира, выраженные в многообразных формах человеческой культуры (философии, религии, науке, искусстве и др.).

Достаточно ли этого знания? Трудно сказать. Один из учеников Цицерона говорил, что счастлив человек, ищущий истину, даже если бы он никогда не смог ее найти. А может, прав Екклесиаст, утверждающий, что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь? Пусть каждый сам найдет для себя вариант ответа...

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше