Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" разложенный по главам. Электронный вариант книги и ПЗ одноимённого дипломного проекта сделанного по этой книге можно скачать со страницы Дипломные, курсовые и контрольные работы.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше

Сознание и мозг. Искусственный интеллект

Философский анализ дает представление о сознании с точки зрения его материального носителя - мозга. Философскую значимость проблемы сознания и мозга определяет онтологический статус сознания. Принципиально важно подчеркнуть, что любые психические явления, какими бы сложными они ни были, являются функциями головного мозга. Сознание не может существовать в отрыве от материи. Правда, мыслители не всегда правильно определяли орган - носитель сознания. Уже греческий врач и анатом Алкмеон (VI-V вв. до н. э.) выдвинул положение о головном мозге как органе жизни и деятельности души. Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н. э.) говорил, что люди должны знать, что из мозга и только из мозга возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, также как и наши горести, боль, печаль и слезы. Хотя в ряде учений сознание не связывается с деятельностью мозга, а рассматривается как первичное.

Вместе с тем отрыв сознания от мозга противоречит современной науке. Исходным пунктом философского рассмотрения сознания является уяснение его естественнонаучных предпосылок. Естествознание доказывает, что сознание не может существовать в отрыве от мозга, связано с деятельностью высокоорганизованной материи.

Мозг представляет собой сложную функциональную систему, тончайший нервный аппарат, высшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной. Это шедевр природы и общества. Существование психики невозможно вне ее материального носителя. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательной способности. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Врожденное недоразвитие мозга, как доказывает современная медицина, сопровождается слабоумием, слабостью волевой сферы и т. д.

Кора головного мозга состоит из огромного количества нервных клеток - нейронов (до 15 млрд), что в принципе может позволить одному человеку хранить в уме запас сведений, накопленный человечеством. Если эти клетки расположить в ряд, то они образуют цепь длиной 15 тыс. км. Каждая из них посредством отросточков (длинных - аксонов и коротких - дендритов) находится в контакте с тысячами других, образуя в целом ажурную сеть с неисчислимым множеством связей, уходящим по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств.

Учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции: концепция строгой локализации психических явлений и точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.

В начале XIX в. австрийский ученый Франц Йозеф Галль (1758-1828) попытался построить органологию мозга. Он рассматривал мозг как совокупность органов, и которых будто бы помещаются память, родительская любовь, поэтический талант, хитрость, преданность и т. д. В пользу данной концепции накапливался материал. Так, было обнаружено, что разрушение лобной извилины левого полушария ведет к поражению речи. При поражении левой височной области человек перестает слышать и воспринимать чужую речь.- Была установлена связь зрения с затылочными долями полушарий, а слуха - с височными.

Эта линия исследований продолжается до сих пор. Материалы 70-х гг. XX в., приводимые в книгах американских нейрофизиологов X. Дель-гадо "Мозг и сознание" (1971) и К. Прибрама "Языки Мозга" (1974), показывали, что ряд эмоций и психических состояний весьма однозначно вызываются путем электрического раздражения определенных пунктов головного мозга. При помощи этого метода возможна активизация или подавление таких психических состояний, как боль, тревога, страх, агрессивность, удовольствие и др. Все это указывает на чрезвычайно большую ответственность за использование достижений науки о Мозге. Были обнаружены центр удовольствия, неприятности, центр ярости и т. п.

Однако в пользу альтернативной точки зрения, согласно которой мозг представляет собой единое целое, также говорили факты. Оказалось, с одной стороны, при частичном разрушении одного из участков мозга создастся возможность компенсировать дефект за счет других сохранившихся участков. Мозг действует как единое целое, как сложная функциональная система. При этом, разумеется, кора и весь мозг не могут отрываться от периферической нервной системы. Если афферентация, т. е. приток к мозгу бесчисленных нервных импульсов от органов чувств, отсутствует (скажем, при искусственной изоляции мозга), то мозг не продуцирует психических феноменов. С другой стороны, как только нарушается функционирование мозга, изменяется психика (на этом, в частности, основано действие наркотиков). Таким образом, сознание связано с деятельностью мозговых структур. Мозг человека представляет собой функционально и структурно дифференцированное целое. С разрушением мозговых структур взамен их работают некоторые другие.

Огромный материал для познания человеческого сознания дает антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Как известно, человек появился в кайнозойскую, или новую, эру - в четвертичном периоде, или антропогене, длительность которого составляет 1 млн лет. За этот длительный период изменялись как объем человеческого мозга, так и его морфология, т. е. форма и строение. В соответствии с этим изменялась и совершенствовалась отражательная способность человеческого мозга, совершенствовалась психика, формировалось мышление человека как высшая форма отражения.

Характерно, что изменялся не только объем, но и форма мозга. Мозг неандертальца достиг в среднем объема 1400 см3, как и у современных людей. До неандертальца наиболее интенсивно увеличивался размер мозга за счет задних его областей (вырастал в длину). И только мозг неандертальца дал (за 300-350 тыс. лет) интенсивный сдвиг высотного размера, когда происходит усиленный рост префронтальной (лобной) области, а также поднятие и выравнивание поверхности мозга в его своде.Эволюционная морфология мозга свидетельствует о том, что у homo sapiens определенный размер и вес головного мозга не возрастал и не возрастает по сравнению с поздними палеоантропами. Те индивидуальные вариации данного признака, которые хотя и увеличились по сравнению с палеоантропами, не закреплялись генетически, оставаясь биологически нейтральными, средняя величина мозга остается прежней - начиная с верхнего палеолита и до наших дней. Как видно, социальность и разумность прямо не коррелировались с величиной головного мозга. Зато такая зависимость начинает проступать, когда измерению подвергаются по отдельности длина, ширина и высота головного мозга.

В философии и в ряде отдельных наук, в художественной литературе ставится и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неизменно занимала ученых. Достаточно и" помнить, что первую логическую машину создал философ, богослов, поэт Раймунд Луллий (1235 - ок. 1815). Лейбниц мечтал о том времени, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.

На современном этапе в создании искусственного интеллекта большую роль играют ЭВМ. В ряде случаев благодаря огромному действию ЭВМ удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ - усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не отдельные его элементы, на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышления недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетического устройства. Необходимо, чтобы:

• мозговой субстрат был частью активно приспосабливающегося к среде организма;

• организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное ценно, накапливал бы не индивидуальный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации.

К настоящему времени накоплен уже большой набор программ, предвосхищающих многие стороны искусственного интеллекта - для игры в шахматы, шашки, программы перевода с одного языка на другой, для автоматизации некоторых процессов музыкального, литературного и художественного творчества. Но это лишь небольшая часть задачи создания искусственного интеллекта. В связи с этим можно вспомнить прозорливые слова Гете:

Нам говорят "безумец" и "фантаст",
Но, выйдя из зависимости грустной,
С годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусственно создаст.
Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше