Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" разложенный по главам. Электронный вариант книги и ПЗ одноимённого дипломного проекта сделанного по этой книге можно скачать со страницы Дипломные, курсовые и контрольные работы.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше

Культура и ее основные функции. Философия культуры, искусства, морали, религии, техники

Культура - это своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, к самому себе и другим людям.

Термин культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает:

возделанную среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;

• мир возделанных личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;

• мир упорядоченных коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

• мир создания и воспроизводства системы социальных ценностей, норм и технологий;

• мир языков культуры - динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты - результат опредмечивания творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и использования продуктов культуры.

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия. Таким образом, культуры вообще в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ, обеспечивая преемственность поколений, диалог традиций и новаций.

Преемственность - это связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Сущность преемственности заключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержательных структур и элементов искусства, а также высших духовных достижений прошлого.

Что касается многообразия культур, то его следует понимать по-разному. Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т. д. Под многообразием культур подразумеваются и такие формы культуры, как элитарная, народная, массовая и ее разновидности: субкультура и контркультура.

Понятие "элитарная культура" используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западной культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию так называемой профанной массовой культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сообществ носителей сакрального или эзотерического знания, элитарная культура XX в. представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т. е. определенным уровнем образованности. Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по расшифровке авторского послания. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура задает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного.

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Молодежь, например, развивает собственную субкультуру, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности.

Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной (от фр. marginal - побочный) культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на окраинах соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, перестройка и т. п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит, спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации.

Контркультура может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Можно выделить три основных принципа "контркультурной политики": острый конфликт с "официальной" культурой, демонтаж существующей системы ценностей; построение альтернативного культурного пространства; стремление к его максимальному расширению, в идеале - к полному господству в качестве нового культурного канона, "культурная революция".

Контркультура - это не некое целостное движение или художественное течение, не какой-то набор теоретических программ или культурных сценариев, но вынужденное состояние инновационных культурных инициатив в ситуации культурного кризиса. Парадокс контркультуры в том, что она представляет собой "вторжение внутренних варваров", культурную оппозицию, приходящую изнутри самой системы. Основной же творец альтернативной культуры - культура официальная, слепо отбрасывающая "неприемлемые" формы расширения ее пространства.

Важнейшими феноменами культуры являются искусство, мораль и религия. Искусство - это, с одной стороны, специфический род практически-духовной, творческой деятельности, направленный на создание художественных произведений и эстетически выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы, с другой стороны - мастерство, умение, ремесло, ловкость, т. е. сделанность, завершенность произведения, его выраженность.

Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладающий собственной, имманентной природой, ориентированной на прекрасное, в предметном поле которого искусство только феноменально и осуществляется.

Философия морали - философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, их отличие от простых обычаев, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и императивы нравственности, статус моральных ценностей в отдельных феноменах культуры - науке, искусстве, религии, политике, экономике, праве.

Слово "мораль" (от лат. moralis - в единственном числе; mores- во множественном числе) означает нравственный или обычаи, нравы, поведение.

Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Различие понятий "мораль" и "нравственность" основано на противопоставлении того, что должно быть, т. е. нечто такое, к чему человек должен стремиться (мир должного), и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни - в труде, быту, политике, науке, в семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях. В понятие "нравственность" вкладывается более житейское, приземленное значение, включающее принципы реального практического поведения людей, при котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена.

Внеинституциональность морали (в обществе не существует таких институтов, организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали в отличие от науки, искусства, религии), ее всепроникающий и всеобъемлющий характер проявляются в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, религией, правом, искусством, экологией и др.).

Наряду с моралью, гуманистическую и воспитательную функцию выполняла и продолжает выполнять религия.

Подобные функции (гуманистическую, регулятивную, воспитательную) религия как феномен культуры способна выполнять вследствие того, что она аккумулировала в себе нравственный опыт предыдущих поколений, который в афористической, сжатой форме мы обнаруживаем в знаменитых заповедях Моисея ("не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т. д.), в моральных канонах ислама, буддизма. Каждая из мировых религий оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения.

Стремление людей (особенно в переломные, кризисные моменты) искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привлекательность. Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. В то же время именно религиозные догматы и религиозная вера стали основой христианской, буддистской и исламской этики. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в мировых религиях Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.

Философия религии - специальный раздел в фундаментальных философских системах или самостоятельное направление в философии, исследующее представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога и человека. Основными типами философии религии являются философское религиоведение, нацеленное на философско-критическое исследование существующей системы и эпистемологического статуса религиозных верований, особенностей религиозно-мистического опыта, специфики религиозного языка, условий обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований и традиций мира, религии как социокультурного феномена, истории религии и свободомыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции относительно религии.

Религиозное мировоззрение - это специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании определенных постулатов, системы норм, санкций, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жизненных задач в сферу духовно-индивидуальных интересов, где решающее значение приобретают личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует, прежде всего, благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на мир в целом, человека, общество, природу и специфическую систему ценностей и убеждений.

Выполняя компенсаторную функцию, религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как изменения объективных условий их существования, так и желаемого изменения сознания людей в сторону высших духовных ценностей.

Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность, выполняя тем самым регулятивную функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию: она способствует развитию соответствующих ее оснований - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранность и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

В рамках современной социальной философии особое внимание уделяется исследованию феномена техники. Техника - понятие, которым в истории культуры обозначается: определенный комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда как воплощенное стремление человека к власти над природой; техническое творчество как самоцель и средство сохранения человеческого рода при переходе от естественно-органического к искусственному миру; деятельность, связанная с особым способом преобразования природы, системой ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире.

Системный подход позволяет увидеть современную технику как сложную систему, в которой тесно взаимосвязаны такие ее элементы, как информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная техника и технологии; техника в системе образования; бытовая; научная (поисковая); связанная с туризмом и отдыхом. В вычислительной технике используется понятие "высокая технология", под которым понимается прикладная наука и техника, включая вычислительную технику и электронику, а в широком смысле - специализированная техническая новинка высокой сложности.

Ряд исследователей, которых принято называть сторонниками технологического детерминизма, исходят из решающей роли техники в развитии социально-экономических и социокультурных структур. Возникнув в 20-е гг. XX в. в связи с бурным развитием науки и техники, эта установка нашла отражение в концепции технократизма, обосновывающей необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (Веблен), в теории стадий роста (Ростоу), в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт) и постиндустриального (Белл, Фурастье), технотронного (Бжезинский), информационного (Масуда) общества, "Третьей волны" (Тоффлер). Крупнейшие сдвиги в технике и технологической системе производства рассматриваются в рамках этих подходов в качестве основных детерминант социально-экономических и иных изменений в обществе. Считается, что развитие техники направляется такими универсальными критериями, как эффективность, экономичность, системность, надежность, которые и определяют характер технических новаций. Однако, как справедливо замечают критики концепции технологического детерминизма, даже сверхрациональное планирование технического прогресса, при его оторванности от гуманистических ценностей, с неизбежностью порождает иррационально-негативные, разрушающие основы человеческого бытия последствия. Это и обусловливает формирование в современных условиях альтернативных антитехницистских программ.

В противоположность технологическому детерминизму существует целый ряд альтернативных концепций, философский смысл которых заключается, прежде всего, в расширении спектра анализа феномена техники, погружении его в контекст экономики, социологии, социальной психологии, антропологии, а также философской теории ценностей, что создает предпосылки для построения целостной программы исследования техники, не вступающей в противоречие с жизненными стратегиями и перспективами человечества (Рополь, Карпентер). Прогресс техники детерминируется и измеряется не только техническими идеями и их реализациями, но и социально-политическими, экономическими, экологическими и нравственно-аксиологическими параметрами. Маркузе, Адорно, Хоркхаймер и другие обращают внимание на негативные последствия чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая человека в объект бездуховных манипуляций. Хайдеггер видел причину гибельных угроз, вытекающих из действия машин и всевозможных устройств, в самой сущности человека, воспринимающего мир исключительно как материал для удовлетворения своих потребностей, а технику как орудие, позволяющее снимать завесы природных тайн. Для спасения человека необходима переориентация мышления человека. Другие же исследователи считают, что необходим дифференцированный анализ сильных и слабых сторон "технологического мировоззрения" (Рапп, Шельски), "гуманизация техники" (Уайнстейн), а также рациональные действия, а не только лишь усилия духа в силу необратимости и неизбежности развития техники.

Обсуждение социальных последствий научно-технического прогресса в предметном поле философии техники занимает одно из ведущих мест. Антитехнистская критика в романтико-философской форме зафиксировала негативные последствия бездуховного техницизма, ограниченность измерений прогресса техники лишь техническими идеями и необходимость его дополнения социальными, политическими, экономическими параметрами, комплексными гуманитарно-аксиологическими программами, без которых невозможно преодоление отчуждения человека, превращения его в конструкт технико-производственных систем. Такая критическая парадигма по отношению к прогрессу техники выявила тревожные противоречия и опасные последствия технологического развития общества, грозящие необратимыми разрушениями социоприродной среды и вместе с тем инициировала формирование аксиологически-гуманис-тических программ, нацеленных на переориентацию технологического мировоззрения и мышления, признающих необходимость рациональных стратегий и действий в условиях необратимости и неизбежности технического развития, возможности развития техники, не угрожающей жизненным перспективам человечества.

В соответствии с этим в разряде многоаспектных проблем, связанных с социальными последствиями научно-технического развития, актуализируются проблемы глобальных результатов техногенного развития, затрагивающих интересы всего человечества (в плане угрозы миру в связи с развитием военной техники; последствий экологического кризиса и т. п.); проблемы рационального обуздания техники, ограничения ее количественного роста разумными пределами; проблемы построения системы ценностей, адекватных технотронной эре и сочетающих интеллектуальные и нравственно-этические начала в человеке, учитывающих необходимость диалога научно-технической и философско-гуманитарной культуры.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше