Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" разложенный по главам. Электронный вариант книги и ПЗ одноимённого дипломного проекта сделанного по этой книге можно скачать со страницы Дипломные, курсовые и контрольные работы.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Литератера

7.2. Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности

Структура мировоззрения

Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех ее формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, и его центральным вопросом является отношение человека к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся преимущественно на уровне обыденного сознания, то во втором − поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают − в той или иной мере − научный характер.

Однако в любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором можно выделить следующие основные элементы:

знания − представляющие собой, как уже говорилось ранее, более или менее достоверные сведения о мире. По своей общности и значимости мировоззренческие знания весьма различны: человек обычно обладает как предельно общими знаниями (философскими, религиозными, научными и др.), так и сравнительно частными (например, специальными, профессиональными) и даже сугубо индивидуальными, относящимися лишь лично к нему;

убеждения − знания, как бы пропущенные через личный опыт человека, соотнесенные с ним. Убеждение есть такое знание, в истинности которого человек уверен, хотя часто убеждения могут быть объективно ошибочными, основанными на заблуждениях;

ценности − идеи, представления, знания и т. п., которые наиболее важны и значимы для человека и которыми он руководствуется в жизни;

идеалы − некие высшие цели, совершенные образцы (социальной жизни, человеческого поведения, профессиональной деятельности, личностных отношений и т. д.), к которым человек и человечество обычно стремятся, но которые, как правило, реально недостижимы: в мире нет "идеального общества", "идеальных людей" и пр.

Деятельность в зеркале мировоззрения

Очевидно, что все названные элементы мировоззрения не отделены друг от друга жесткими гранями, они взаимопересекаются, перетекают друг в друга. Так, личные убеждения обычно представляют большую ценность для человека и часто касаются тех или иных идеалов: "Я убежден, что на Земле может быть построено абсолютно справедливое общество ". Но так или иначе все они входят в структуру мировоззрения, определяют содержание и смыслы человеческой жизни и деятельности - в том числе и профессиональной. Именно на них опирается человек в поисках ответа на самые важные мировоззренческие вопросы: в чем смысл моей жизни? Во имя чего я тружусь? Какими способами я имею право реализовать свои жизненные цели? Понятно, что ответы людей на подобные вопросы во многом зависят от характера их мировоззрения, тех убеждений, ценностей и идеалов, которые доминируют в нем. Старая притча рассказывает, что у двух разнорабочих, занятых на постройке церкви, спросили: "Чем вы здесь занимаетесь?" Один ответил: "Ты разве не видишь − таскаю камни!" Другой же сказал: "Я строю храм". Нет надобности говорить, насколько различаются мировоззренческие ценности этих людей...

Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто "просматривает" через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), ее смысл и ценность. Очевидно; что отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, − а она была различной в конкретно-исторические эпохи. Так, в античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение ("В поте лица своего будешь есть хлеб" − Библия. Бытие, 3.19), а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего в этике протестантизма) высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования. Еще Маркс отмечал, что "никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей"[45]. Другое дело, что эти потребности как источник профессиональной активности личности не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека "должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни"[46].

Мировоззрение и профессиональное мышление

Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значительной мере и ее конкретику - те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющемся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления − устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность. Система таких профессиональных регулятивов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельностной, операциональной форме - здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом можно обнаружить некоторую зависимость: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам (скажем, он хорошо знает методы и правила обработки металлов давлением); и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним (например, как правильно оценить новые факты и обобщить их), тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из регулятивов различной степени общности и значимости − от специально-практических до научно-теоретических и философских. Роль первых и вторых в профессиональной деятельности очевидна и "прозрачна", поэтому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста.

Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным "практическим философом", т. е. обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа самых различных ситуаций − житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть "философское ядро" − комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки. К основным из них можно отнести следующие:

принцип объективности, требующий от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от социальных и иных иллюзий и т. п.;

принцип всесторонности, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий (в первую очередь смежных) и др.;

принцип историзма, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности (его прошлого, настоящего и возможного будущего − вспомним, например, медицинский термин "история болезни"), на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу;

принцип противоречивости, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений -например, учет сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т. д. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным "правилом кооперативности" (в контексте достижений синергетики): следует выявлять не только противоречивые элементы системы, но и их согласованные (кооперативные) действия, которые могут привести ее к более совершенным состояниям и качествам;

принцип "человекоразмерности", требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности - ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем (а не, скажем, чисто технических), на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учет этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гуманитарная экспертиза всех видов профессиональной деятельности − особенно инновационных.

Список философско-мировоззренческих регулятивов деятельности специалиста можно было бы продолжить - ведь практически любое положение философской теории обладает, строго говоря, методологическим потенциалом. Подчеркнем лишь главное − именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придает ему дополнительные "степени свободы" и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Литература