Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" разложенный по главам. Электронный вариант книги и ПЗ одноимённого дипломного проекта сделанного по этой книге можно скачать со страницы Дипломные, курсовые и контрольные работы.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше

Философия и национальное самосознание

Национальные традиции философствования являются частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности различна. Если европейские национальные традиции отличаются преимущественно своеобразием стилей философствования, то традиции, возникшие в культурах, которые оказались на периферии процессов промышленной революции и формирования либеральной идеологии, характеризуются особенностями тематики.

Русская философия

В русской философии, начиная с П. Я. Чаадаева (1792-1856), мотив «России и Европы» становится системообразующим. Вопрос развития русской философской мысли, включает ответы на вопрос о пути развития России и создает особое смысловое поле.

Одной из первых попыток решения этого вопроса стал спор западников – А. И. Герцена (1812-1870), П. Л. Лаврова (1823 -1900) и других и славянофилов – А. С. Хомякова (1804-1860), И. В. Киреевского (1806-1856) и др. Полемика славянофилов и западников оказала определяющее влияние на русскую философскую мысль XIX-XX вв.: именно в рамках ответа на вопрос о русской идентичности решаются онтологические, познавательные, этические, антропологические и социальные вопросы. Причем для западников признание приоритетности европейского пути развития вовсе не означало призыва к слепому копированию жизни. Критическое отношение западников к капитализации европейской жизни привело многих из них к попыткам теоретического соединения западных технологических преимуществ с русским традиционным коммунитаризмом. Эта тенденция во многом повлияла на актуализацию во второй половине XIX в. позитивизма и материализма, и способствовала активному усвоению русскими теоретиками социальной проблематики марксизма.

В свою очередь, теоретические подходы славянофилов (критика индивидуализации, двойственности и излишней рационализации западной культуры) оказали влияние на религиозную философию второй половины XIX в., базовой концепцией для которой стала метафизика всеединства В. С. Соловьева (1853-1900). Известные философы С. Н. Трубецкой (1862-1905), Н. О. Лосский (1865-1970), П. А. Флоренский (1882-1937), Л. П. Карсавин (1882-1952), А. Ф. Лосев во многом опирались на соловьевские идеи о необходимости построения новой философии как более адекватного выражения цельной жизни. Жизнь не может быть понята и отражена в рамках односторонних теорий, частных идей и принципов. Западная рационалистическая философия, теология и наука не достигли успеха на пути жесткой дисциплинарности. «Сверхфилософия», преодолевающая ограниченность теологии, философии и науки, должна быть основана на началах нравственности, что предполагает построение философского знания не столько как теории, сколько как практической философии.

Современный этап философской мысли России характеризуется как простым возрождением национальной философской традиции, так и новыми попытками решения традиционной проблематики.

Философская мысль Беларуси

Философскую мысль Беларуси можно охарактеризовать как пограничное явление, которое во многом определялось внешними обстоятельствами. Становление самостоятельного философствования связано с развитием институализированного преподавания философии в иезуитских коллегиях, чему предшествовало освоение мыслительных ходов европейской философии. В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы развития:

• распространение идей Ренессанса и Реформации (XVI-XVII вв.);

• развитие схоластической философии в эпоху Контрреформации (XVII - первая половина XVIII в.);

• распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.);

• становление национального самосознания (вторая половина XIX в.);

• развитие ведущих проблем марксистской философии (20-80 гг. XX в.);

• включение в мировой философский процесс.

Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского связано, прежде всего, с деятельностью доктора Франциска Скорины (ок. 1490-1541). Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), который издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету.

Последствиями движения Контрреформации на территории Великого княжества Литовского стало развитие сети учебных заведений, с чем было связано появление профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум (с 1579 г. – академия, с 1803 г. – университет), открывались иезуитские коллегиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1638), Витебске (1649), Минске (1672). В этих учебных заведениях десятки «докторов философии» преподавали схоластическую философию, основанную на идеях аристотелевской и томистской философии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 -1695). Здесь же преподавал профессор Мартин Смиглецкий (1564-1618). Его основная работа «Логика» (1596, Вильно), написанная на латинском языке (в то время это был язык образования), служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (1629-1680). В XVIII в. осваиваются идеи новоевропейской науки и философии, которые все еще сочетаются с идеями схоластики.

Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в их распространении сыграли

Казимир Нарвут (1738-1807) и Иероним Стройновский (1752-1815). Трактат Стройновского «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений, был опубликован на польском (1785, Вильно) и русском языках (1809, Петербург). В конце XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма.

В 1812 г. в Полоцке открылось второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовского - Полоцкая академия. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830 18.41 ГГ Виленский университет был закрыт.

Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864) и творчество Франтишка Богушевича (1840-1900).

В 20-70 гг. XX в. в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты философии и методологии науки, категориальный аппарат философской мысли, диалектическая логика и др.

С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.

Назад
Контр.вопросы
Содержание
Дальше