стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
8. Русская философия стрелка
Современная философия: постмодернизм
Русская философия – направления
Русская философия XIX – начала XX в
Славянофилы
Западники

Русская философия XIX – начала XX в. Проблема периодизации

Основные направления. Начало дискуссии

По мнению историков, оригинальное развитие русской философии начинается после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. и похода русской армии в Европу в 1813-1814 гг. Эти события, а также восстание декабристов в 1825 г. пробудили историческое самосознание российской интеллигенции и дали толчок к дискуссиям об исторической роли (миссии) России. Эта проблема на долгие годы определила главное направление развития российской философии. Она решалась не в тиши кабинетов, а в реальной полемике с властью. Ее исследовали не философы-профессионалы, а литераторы, революционеры, духовные лица и ученые. Часто наградой за отстаиваемые мысли служили ссылка, тюрьма, каторга или изгнание за пределы родины. Заканчивается русская философия 20-ми гг. XX столетия.

Существует множество оснований, по которым можно классифицировать русскую философию XIX в. В зависимости от решения проблемы исторического самоопределения России выделяются два противоположных направления – западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. В. Станкевич, П. Я. Чаадаев, Н. Г. Чернышевский) и славянофилы (К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, Ю. Ф. Самарин, В. С. Соловьев, И. Н. Страхов, А. С. Хомяков).

Западники считали, что будущее России – в ее европеизации, приобщении к мировой истории человечества. Вся история России – пример того, как не следует жить. Славянофилы, наоборот, полагали, что у России свой особенный путь развития – построение русского христианского социализма, основанного на возрождении ценностей православия и общинного образа жизни. Католицизм, по мнению А. С. Хомякова, лишен церковной свободы, поскольку принимает догмат о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм, наоборот, абсолютизирует человеческую свободу и индивидуальность, что разрушает церковность. Только православие, считает он, гармонически сочетает свободу с необходимостью, индивидуальную религиозность с церковной организацией. Позже В. С. Соловьев предложил объединить вместе католическую и православную ветви христианства и на этой основе создать единую монархию. Она должна, по его мнению, воплотить идеалы "богочеловеческого союза", "свободной теократии", истинно "христианского мира". Россия, считали славянофилы, призвана указать всем остальным странам, как надо жить.

Западники разделены на две ветви – либеральную (Т. Н. Грановский, Н. В. Станкевич) и революционно-демократическую (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Русских анархистов (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин) и марксистов (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) можно считать главным результатом развития революционно-демократической ветви западничества.

Славянофилы также не представляют однородного направления. Они делятся на разные течения в зависимости от формы возрождения православных ценностей: религиозного экзистенциализма (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов), интуитивизма (Н. О. Лосский), софиологии (В. С. Соловьев). Интересным продуктом развития славянофильства стал русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский), который кроме ученых поддерживался и видными славянофилами.

Начало дискуссиям о месте России в общемировой и европейской истории положила публикация в журнале "Телескоп" в 1836 г. первого (и последнего) из восьми "Философических писем" Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), после чего философ официально был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест, а журнал закрыт.

В указанном письме Чаадаев констатировал актуальную и по настоящее время проблему: Россия – и не Запад и не Восток: "Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось" (Я. Я. Чаадаев, "Философические письма").

Причина отсталости России, считает Чаадаев, в выборе православной версии христианства. Этот неудачный выбор предопределил оторванность России от Европы, ее культурную и социальную замкнутость. Решение всех российских проблем лежит в возвращении к истинному христианству – католичеству. "Повторю еще раз: разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе [римской церкви], безраздельно царившей на протяжении столетий; все является результатом того продолжительного сцепления актов и идей, которым создано теперешнее состояние общества…" (П. Я. Чаадаеву "Философические письма")

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Славянофилы

стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
8. Русская философия стрелка
Современная философия: постмодернизм
Русская философия – направления
Русская философия XIX – начала XX в
Славянофилы
Западники