Постмодернизм Философия, наука и искусство должны расстаться с идеалами эпохи модерна – верой в существование безличного разума, поисками неизменных сущностей, технический прогресс как решение социальных проблем |
---|
Социальный и технологический прогресс сделал всех зависимыми друг от друга и одновременно лишил всех надежды на абсолютные философские, научные решения проблем |
Не существует абсолютного разделения на субъект и объект, универсального языка, вообще нет ничего абсолютного |
Прагматизм взаимодействия всех со всеми – главный критерий социального прогресса эпохи постмодерна. Информация – базисный социальный капитал. Процедуры и технологии производства информации – ведущие отрасли. Социальная жизнь – бесконечное производство ничего не обозначающих символов (симулякров) |
Постмодернизм (последняя треть XX в.) – идейное развитие и продолжение постструктурализма (оба движения часто отождествляются). Самое эклектичное и амбициозное направление современной философии. Ставит своей целыо доказательство полной несостоятельности идеалов и методов классической философии, преодоление всякой метафизики в принципе.
Постструктуралисты боролись с диктатом структур, постмодернисты пошли дальше и объявили своей целыо борьбу со всеми формами диктата, освобождение искусства, литературы и науки от стандартов эпохи "модерна" (XVIII – первая половина XX в.). Термин "постмодернизм" был введен в оборот французским философом и социологом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924-1998). Постмодерн, пишет он в книге "Состояние постмодерна", "обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века".
Наука эпохи модерна создает, считает Лиотар, в лице философии особые "метарассказы" (мифы), наподобие "диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п.", с помощью которых узаконивает правила и цели своего собственного существования.
Эпоха постмодерна отличается быстрым ростом роли техники и технологий, сдвигом интереса от анализа целей существования человека к средствам их достижения, не доверяет "метарассказам", устраняет, по выражению Л по тара, "великого героя, великие опасности, великие кругосветные плавания и великую цель", то есть игнорирует старые философские идеалы, устанавливает свои правила игры и более не претендует па решение глобальных этических пли политических проблем.
Наука эпохи постмодерна соотносится не столько с ньютоновской механикой, системным анализом, сколько с прагматикой конкретных, специализированных языков. Исчезновение общего единого философского языка, общей единой онтологии, общей единой методологии с жестко фиксированным разделением функций субъекта и объекта – главный признак науки эпохи постмодерна.
В эпоху постмодерна нет единой языковой игры, нет единого познающего субъекта. Есть неисчислимое множество пересекающихся неустойчивых языковых игр, в каждой из которых субъект свободно перемещается от одной когнитивной позиции к другой – отправителя, получателя, референта, судьи информации.
В эпоху постмодерна возникает новый критерий эффективности социальных систем. Это не достижение истины, не технологичность, не консенсус, а возможность игроков самим устанавливать и менять правила своей игры. Социальная система, работающая в соответствии с новым критерием, требует отказа от вымыслов, поиска неизменных сущностей, ставит на первое место расчет результатов взаимодействия игроков.
Информация – базисный капитал общества в эпоху постмодерна. Выживает то общество, которое минимизирует потери информации и максимизирует ее создание и приобретение.
"Единственной легитимацией, которая в конечном счете обеспечивает принятие такого требования [возможность принятия игроками новых правил игры], является то, что это дает возможность производить новые идеи, то есть новые высказывания" (Ж. Ф. Лиотар, "Состояние постмодерна").
Дальше → Русская философия – направления