стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»

Глава 6. Классическая немецкая философия

Классическая немецкая философия. Общая характеристика

Схема 6.1. Классическая немецкая философия. Общая характеристика
Классическая немецкая философия
Иммануил КантРазум диктует вещам, какими им быть
Иоганн ФихтеРазум – абсолютно свободная, ничем не ограниченная порождающая сила
Фридрих ШеллингРазум и природа сливаются в Абсолют
Георг ГегельПрирода, человек и история – формы саморазви- вающегося Абсолютного духа (Абсолюта)
Людвиг ФейербахРазум – свойство человек

Термин "классическая немецкая философия" был введен в историко-философский оборот Фридрихом Энгельсом в известной работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886). К классикам немецкой философии Энгельс отнес Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля (вершина) и Людвига Фейербаха (завершающая фигура).

Соглашаясь с мнением Энгельса, следует тем не менее указать, что в его работе отсутствует точный критерий выделения классиков немецкой философии. Кроме того, сейчас более чем очевидно, что подлинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основоположников которого был сам Энгельс.

Можно предположить, что объединяющим моментом всех перечисленных философов является признание творческой активности разума, его способности создавать искусственную среду обитания человека, материализуясь в различных продуктах человеческой деятельности, творить самого человека.

Кант предположил, что не разум должен рабски копировать вещи, а вещи должны сообразовываться с разумом. Из этого "коперникианского переворота" последовали три знаменитых "Критики" Канта, в которых в деталях были расписаны все следствия нового познавательного отношения между разумом и природой.

Фихте исключил понятие вещи в себе из философии Канта как противоречивое и создал монистическую философию, единственным основанием которой стало творческое созидающее "Я".

Шеллинг не согласился с Фихте и восстановил права природы в философии. В его философии абсолютного тождества сознание и природа образуют неразрывное единство, в котором и природа творит дух и дух (бессознательно) творит природу. Познавательные возможности интуиции Шеллинг ценил выше способностей разума.

Гегель критикует Канта за допущение непознаваемой вещи в себе, Фихте – за субъективный идеализм, Шеллинга – за философию тождества и пренебрежение ролью разума в философии. Гегель создает систему абсолютного идеализма, в которой разум наделен способностью саморазвития (самопознания) сначала в форме логики, затем отчуждения в сферу природы и истории и, наконец, возвращения в исходное состояние.

Фейербах обвинил Гегеля в отождествлении Абсолютного духа с христианским Богом и фактическом превращении философии в теологию. Фейербах также доказал, что христианский Бог придуман человеком по аналогии с самим собой из-за страха перед природой. Это открытие побудило его заняться обоснованием новой философии, основанной на любви человека к человеку. Он называл ее антропологическим материализмом, а также религией будущего.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → И. Кант. Переворот в философии

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»