![]() 4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия ![]() 7. Современная философия |
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии И. Кант. «Критика чистого разума» И. Кант. «Критика практического разума» И. Кант. «Критика способности суждения» |
Классическая немецкая философия | |
---|---|
Иммануил Кант | Разум диктует вещам, какими им быть |
Иоганн Фихте | Разум – абсолютно свободная, ничем не ограниченная порождающая сила |
Фридрих Шеллинг | Разум и природа сливаются в Абсолют |
Георг Гегель | Природа, человек и история – формы саморазви- вающегося Абсолютного духа (Абсолюта) |
Людвиг Фейербах | Разум – свойство человек |
Термин "классическая немецкая философия" был введен в историко-философский оборот Фридрихом Энгельсом в известной работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886). К классикам немецкой философии Энгельс отнес Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля (вершина) и Людвига Фейербаха (завершающая фигура).
Соглашаясь с мнением Энгельса, следует тем не менее указать, что в его работе отсутствует точный критерий выделения классиков немецкой философии. Кроме того, сейчас более чем очевидно, что подлинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основоположников которого был сам Энгельс.
Можно предположить, что объединяющим моментом всех перечисленных философов является признание творческой активности разума, его способности создавать искусственную среду обитания человека, материализуясь в различных продуктах человеческой деятельности, творить самого человека.
Кант предположил, что не разум должен рабски копировать вещи, а вещи должны сообразовываться с разумом. Из этого "коперникианского переворота" последовали три знаменитых "Критики" Канта, в которых в деталях были расписаны все следствия нового познавательного отношения между разумом и природой.
Фихте исключил понятие вещи в себе из философии Канта как противоречивое и создал монистическую философию, единственным основанием которой стало творческое созидающее "Я".
Шеллинг не согласился с Фихте и восстановил права природы в философии. В его философии абсолютного тождества сознание и природа образуют неразрывное единство, в котором и природа творит дух и дух (бессознательно) творит природу. Познавательные возможности интуиции Шеллинг ценил выше способностей разума.
Гегель критикует Канта за допущение непознаваемой вещи в себе, Фихте – за субъективный идеализм, Шеллинга – за философию тождества и пренебрежение ролью разума в философии. Гегель создает систему абсолютного идеализма, в которой разум наделен способностью саморазвития (самопознания) сначала в форме логики, затем отчуждения в сферу природы и истории и, наконец, возвращения в исходное состояние.
Фейербах обвинил Гегеля в отождествлении Абсолютного духа с христианским Богом и фактическом превращении философии в теологию. Фейербах также доказал, что христианский Бог придуман человеком по аналогии с самим собой из-за страха перед природой. Это открытие побудило его заняться обоснованием новой философии, основанной на любви человека к человеку. Он называл ее антропологическим материализмом, а также религией будущего.
Дальше → И. Кант. Переворот в философии
![]() 4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия ![]() 7. Современная философия |
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии И. Кант. «Критика чистого разума» И. Кант. «Критика практического разума» И. Кант. «Критика способности суждения» |