стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Новое время: общая характеристика
Фр. Бэкон о необходимости нового метода
Фр. Бэкон. Новый метод познания природы
Р. Декарт. О первоначалах философии
Р. Декарт. Учение о принципах природы

Глава 5. Новое время

Новое время: общая характеристика

Схема 5.1. Новое время: общая характеристика
Новое время
Природа, общество и человек развиваются по одним и тем же законам — законам разума
стрелка
Знание законов разума — главное условие личного и социального прогресса
стрелка
Наука — лучшее и наиболее значимое применение разума
стрелка
Государство — продукт разумного самоограничения естественного эгоизма людей

Период развития Европы с XVII в. и но настоящее время принято называть Новым временем. В этот период наука из теоретических и экспериментальных исследований отдельных ученых превращается в мощный социальный институт, самостоятельную производительную силу. Проблема создания совершенной научной методологии, изучение влияния науки на другие сферы социальной жизни человека, на культуру в целом, анализ последствий научных и технических революций выдвигаются на первое место. Профессия ученого становится массовой и чрезвычайно востребованной.

Характерные признаки философии Нового времени – интерес к разуму, его познавательным способностям; признание разума высшей, автономной, независимой от авторитета государства и религии способностью; одновременное развитие критического отношения к разуму, его возможности решить не только научные, но и социальные проблемы, доходящее иногда до полного иррационализма. Авторитет разума был настолько велик, что некоторые философы, например Г. Гегель, провозгласили его абсолютной саморазвивающейся субстанцией. Другие философы, например А. Шопенгауэрр, наоборот, отрицали разум как фактор прогресса.

Новое время – время популяризации науки, массового образования и просвещения. Невежество, предрассудки, религиозный обскурантизм и фанатизм были объявлены главными врагами знания. Философы считали себя миссионерами разума. Свое призвание они видели в овладении силами природы, модернизации социальной жизни на основе научного знания. Наука, как они полагали, – самая большая общественная сила; она дает человеку реальную власть над природой и социальными катаклизмами, представляет неиссякаемый источник материальных благ, гармонизирует совершенное общественное устройство и тем самым позволяет решить все проблемы человечества.

В XVII в. и первой половине XX в. природа рассматривается преимущественно с классических научных позиций – как огромная машина, устройство и законы действия которой вполне познаваемы для разума. Мир – не храм, а мастерская, и человек в нем – работник. Лишь с открытием квантовой физики в начале и особенно во второй половине XX столетия стал утверждаться новый неклассический взгляд на развитие природы и общества.

В Новое время человек был объявлен свободным субъектом общественного прогресса. Права на жизнь, свободу, собственность были провозглашены неотъемлемыми правами каждого человека. Государство рассматривалось как результат исторически обусловленного договора людей друг с другом, пожертвовавших частью своего личного суверенитета или всем суверенитетом ради обеспечения безопасности, прав и свобод всех граждан.

Для Нового времени также характерна острая полемика между представителями различных философских направлений – материалистами, идеалистами, скептиками и догматиками, рационалистами и иррационалистами всех разновидностей и оттенков.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Фр. Бэкон о необходимости нового метода

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Новое время: общая характеристика
Фр. Бэкон о необходимости нового метода
Фр. Бэкон. Новый метод познания природы
Р. Декарт. О первоначалах философии
Р. Декарт. Учение о принципах природы