стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Основные периоды античной философии
Милетская школа: Фалес
Милетская школа: Анаксимандр
Милетская школа: Анаксимен
Пифагор

Милетская школа: Анаксимандр

Схема 2.2.2. Милетская школа: Анаксимандр
Анаксимандр Милетский
Началом не может быть что-то определенное, ибо оно ограничено и не способно быть общим для всех вещей
стрелка
Апейрон (неопределенное начало) = вода + земля + воздух + огонь. Апейрон равен сумме всех четырех стихий, но не обладает свойствами ни одной из них в отдельности
стрелка
Законы природы:
(1) апейрон справедливо чередует власть стихий, не давая ни одной из них управлять природой единолично все время; (2) апейрон уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей

Цикл сохранения природы по Анаксимандру

Выделение стихии из апейрона
(приведение ее к власти, возникновение долга)
стрелка
Апейрон               Вещи
стрелка
Возвращение стихии в апейрон (удаление стихии из власти, возврат долга)

Анаксимандр (610-546 до н. э.) – друг Фалеса, математик, астроном, географ и первый исследователь эволюции биологических видов. Автор книги "О природе", которая не сохранилась

Выступил с критикой взглядов Фалеса на воду как первоначало природы и тем самым продолжил исследование данной темы. Смысл принципиальных возражении Анаксимандра – первоначало природы не может быть чем-то определенным – ни водой, ни воздухом, ни огнем, ни землей, а только их единством.

Критика Фалеса. Ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь не могут быть первоначалами природы, так как, превращаясь друг в друга, они перестают быть тем, чем были. Но это противоречит определению первоначала (быть неразрушимым и одинаковым для всех вещей).

Закон природы. Каждая вещь – либо первоначало, либо происходит из первоначала. Если вещь бесконечна, она не может иметь начала (в противном случае она должна иметь и конец) и не может быть определенной, то есть ограниченной и конечной. Значит, первоначалом может быть только нечто бесконечное и неопределенное (но гречески: апейрон).

"Все есть апейрон" означает, сколько начач (стихий) из апейрона возникает, столько в него и возвращается.

Апейрон – первоначало также потому, что всякое конкретное начало рано или поздно исчерпало бы себя в качестве порождающего начала, а вещей в природе – бесконечное число.

Учение об апейроне. Вода, земля, воздух и огонь – начала природы, противоположные друг другу по своим свойствам, находящиеся в вечном конфликте друг с другом. Абсолютная победа одного из них повлекла бы уничтожение всех остальных и гибель всей природы. А это нарушило бы принцип космической справедливости (меры) Поэтому апейрон допускает каждую стихию к власти лишь на строго определенное время (например, огонь правит природой только летом).

Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он – всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы: каждое из них, ирпдя на некоторое время к власти, потом возмещает другим стихиям время своего правления, произведенные разрушения и беспорядки.

Теория апейрона Анаксимандра – первая в Греции теория диалектики (возникновения и разрешения противоречий).


ЦИТАТА
"А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [= ущерба] в назначенный срок времени".
Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Милетская школа: Анаксимен

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Основные периоды античной философии
Милетская школа: Фалес
Милетская школа: Анаксимандр
Милетская школа: Анаксимен
Пифагор