• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Основные периоды античной философии
Милетская школа: Фалес Милетская школа: Анаксимандр Милетская школа: Анаксимен Пифагор |
Анаксимандр Милетский Началом не может быть что-то определенное, ибо оно ограничено и не способно быть общим для всех вещей |
---|
Апейрон (неопределенное начало) = вода + земля + воздух + огонь. Апейрон равен сумме всех четырех стихий, но не обладает свойствами ни одной из них в отдельности |
Законы природы: (1) апейрон справедливо чередует власть стихий, не давая ни одной из них управлять природой единолично все время; (2) апейрон уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей |
Цикл сохранения природы по Анаксимандру Выделение стихии из апейрона (приведение ее к власти, возникновение долга) Апейрон Вещи Возвращение стихии в апейрон (удаление стихии из власти, возврат долга) |
Анаксимандр (610-546 до н. э.) – друг Фалеса, математик, астроном, географ и первый исследователь эволюции биологических видов. Автор книги "О природе", которая не сохранилась
Выступил с критикой взглядов Фалеса на воду как первоначало природы и тем самым продолжил исследование данной темы. Смысл принципиальных возражении Анаксимандра – первоначало природы не может быть чем-то определенным – ни водой, ни воздухом, ни огнем, ни землей, а только их единством.
Критика Фалеса. Ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь не могут быть первоначалами природы, так как, превращаясь друг в друга, они перестают быть тем, чем были. Но это противоречит определению первоначала (быть неразрушимым и одинаковым для всех вещей).
Закон природы. Каждая вещь – либо первоначало, либо происходит из первоначала. Если вещь бесконечна, она не может иметь начала (в противном случае она должна иметь и конец) и не может быть определенной, то есть ограниченной и конечной. Значит, первоначалом может быть только нечто бесконечное и неопределенное (но гречески: апейрон).
"Все есть апейрон" означает, сколько начач (стихий) из апейрона возникает, столько в него и возвращается.
Апейрон – первоначало также потому, что всякое конкретное начало рано или поздно исчерпало бы себя в качестве порождающего начала, а вещей в природе – бесконечное число.
Учение об апейроне. Вода, земля, воздух и огонь – начала природы, противоположные друг другу по своим свойствам, находящиеся в вечном конфликте друг с другом. Абсолютная победа одного из них повлекла бы уничтожение всех остальных и гибель всей природы. А это нарушило бы принцип космической справедливости (меры) Поэтому апейрон допускает каждую стихию к власти лишь на строго определенное время (например, огонь правит природой только летом).
Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он – всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы: каждое из них, ирпдя на некоторое время к власти, потом возмещает другим стихиям время своего правления, произведенные разрушения и беспорядки.
Теория апейрона Анаксимандра – первая в Греции теория диалектики (возникновения и разрешения противоречий).
Дальше → Милетская школа: Анаксимен
• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Основные периоды античной философии
Милетская школа: Фалес Милетская школа: Анаксимандр Милетская школа: Анаксимен Пифагор |