стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм

Глава 1. Восточная философия

Древнеиндийская философия. Общая характеристика

Схема 1.1. Древнеиндийская философия. Общая характеристика
Древнеиндийская философия
Основная проблема:

если жизнь, которую мы не выбираем,
есть цепь страданий,
то как избавиться или,
по крайней мере, уменьшить их
стрелка
Философские учения, признающие авторитет ВедФилософские учения, не признающие авторитет Вед
стрелкастрелка
ВедантаБуддизм
стрелкастрелка
Есть более существенные причины счастья и несчастья, чем человекВ человеке – причины его счастья и несчастья

Древнеиндийская философия возникла примерно в VI-V вв. до н. э., в период завоевания местного населения Индостана ариями – пришельцами с Иранского плоскогорья. Арии ввели разделение подданных завоеванных государств на четыре касты: ариев (благородных), которые делились на жрецов-брахманов; воинов и знать; земледельцев, торговцев и ремесленников; неариев (неблагородных), состоявших из слуг и рабов. Высшей кастой считались брахманы, которые были лишены светской власти, по зато обладали властью духовной. Только они имели право толковать священные книги, обряды и ритуалы.

Мужчины-арии проходили обряд посвящения и приобщения к знанию, получали второе, духовное, рождение. По этой причине их называли "дважды рожденными". Неариям и женщинам приобщаться к знаниям было запрещено.

Знанием, дававшим второе рождение, было знание Вед. В широком смысле слово "Веды" означает знание, в узком – библию брахманов, состоявшую из четырех частей:

1. Самхиты (собрание молитв и гимнов):

  • Ригведа (Веда гимнов);

  • Самаведы (Веда напевов);

  • Яджурведа (Веда жертвенных формул);

  • Атхарваведа (Веда заклинателей).

2. Брахманы (толкования ритуалов и жертвоприношений).

3. Араньяки (правила для отшельников).

4. Упанишады (буквально: "сидеть около учителя", философские трактаты, Веданта в собственном смысле).

Все философские учения Древней Индии формировались в зависимости от определенного отношения к Ведам. Среди философских школ Древней Индии наиболее влиятельными считаются две – Веданта и буддизм. Они интересны противоположными решениями проблемы свободы человека.

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар) примерно в VI в. до и. э. Позиции ведической религии, обеспечивающей привилегированное положение брахманов, в этой части Индии были слабее, чем в других регионах. Бурный процесс государственного строительства в этой части привел к возвышению касты кшатриев (воинов и светских правителей). Буддизм опирался на светскую власть царей и представлял учение, оппозиционное брахманизму. Именно буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований (наподобие империи Ашоки [268-232 до н. э.]).

Основатель буддийской философии – принц Сиддхартха из рода Гаутамы (VI в. до н. э). Познакомившись в 30-летнем возрасте с темными сторонами жизни – нищетой, болезнями и смертью, задумался об их причинах и, поняв, превратился в Будду.

Буддизм сначала следовал принципам Веданты, затем отмежевался от нее и вскоре превратился в основного оппонента брахманизма. Причина расхождения – отстаиваемый буддистами тезис: только человек может спасти себя. Ничто другое – люди, жрецы, бога не могут избавить человека от страданий жизни.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Древнеиндийская философия. Философия Веданты

стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм