стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский

Глава 3. Средневековая философия

Средневековая философия: общая характеристика

Схема 3.1. Средневековая философия: общая характеристика
Средневековая философия
ПериодВремяПредставителиВедущая идея
Патристика (формирование союза философии с христианской религией)I-VIII ввФилон Александрийский, Аврелий АвгустинИстины веры выше истин разума, но им не противоположны
Схоластика (создание теологии как высшей науки)IX-XV ввФома Аквинский, Дунс Скот, Уильям ОккамИстины веры выше истин разума и не зависят друг от друга

Своеобразие средневековой философии – в ее связи с теологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждыми античному религиозно-мифологическому мировоззрению. Но этой причине средневековая философия начинается с момента, когда философия сознательно используется для обоснования теологии (патристика) и заканчивается, когда союз между философией и теологией распадается (схоластика). Это означает, что история средневековой философии начинается с I-II вв. и заканчивается в XV в.

Раннее христианство (XII в. до н. э. – II в. н. э.) – формирование христианской догматики: договор Бога с еврейским народом (Ветхий Завет), договор Бога со всеми народами (Новый Завет). Ведущая идея – истины веры выше истин разума и противоположны им.

Согласно Библии, земной мир сотворен Богом из "ничего" (идея креационизма). При этом Бог и мир принципиально различны. Бог – причина мира, его благо и цель, источник всякой мудрости. Бог непознаваем, может быть предметом только веры. Мир – несовершенное создание в сравнении с Богом, множество единичных, самих по себе не связанных вещей, место наказания и испытания человека.

Библия породила и оставила нерешенными множество фундаментальных теоретических антитез: вера-знание, совершенное-несовершенное, благо-зло, необходимость – свобода воли, единое-множественное, душа-тело.

В зависимости от этапов синтеза христианской догматики с философией выделяют два крупных периода средневековой философии – патристику и схоластику.

Патристика (I-VIII вв., от лат. pater – отец) – период объединения отцами церкви христианской догматики с философией Платона. Ведущая идея патристики – истины веры выше истин разума, но им не противоположны. Основные мыслители этого периода – Филон Александрийский и Аврелий Августин.

Схоластика (IX-XV вв., от лат. scholasticus – школьный) – период "университетского" философского обоснования христианской догматики. Философия Аристотеля была официально признана более богоугодной, чем философия Платона. Ведущая идея схоластики – истины веры выше истин разума, но они автономны. Основные мыслители этого периода – Фома Аквинский, Дунс Скот и Уильям Оккам.

Ведущая проблема всей средневековой философии – согласование Священного Писания (Библии) с научным и философским знанием, превращение теологии в высший вид знания о мире.

Схоластов часто делят на направления в зависимости от того, как они отвечают на вопрос "Где и как существуют общие понятия (универсалии, формы вещей)?":

Реалисты – универсалии, будучи мыслями Бога и прообразами вещей, существуют до вещей и вне вещей как их прообразы и причины.

Номиналисты – универсалии существуют в уме в виде простых знаков (имен) классов сходных вещей.

Концептуалисты – универсалии существуют в уме в виде понятий, отражающих существенные свойства вещей.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Патристика. Филон Александрийский

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский