![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение ![]() 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия |
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский Возрождение: Джордано Бруно Никколо Макиавелли Новое время: общая характеристика |
Возрождение Бог и природа — одно и то же | ||
---|---|---|
![]() | ||
Все природное — божественно и заслуживает изучения и творческого воспроизведения | ||
![]() | ||
Счастье человека — в познании не высших отвлеченных причин, а правил преобразования природы с целью достижения материальной и духовной свободы |
Период развития Европы с начала XIV в. и до конца XVI в. принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Это время отмечено выдающимися достижениями во всех областях науки и культуры. Ослабло влияние церкви и религии на духовную жизнь, резко возрос интерес к античному наследию, на первое место выдвигаются проблемы человека, исследования его творческих способностей, его места в природе, прагматического управления обществом (Никколо Макиавелли), независимого от морали и религии, или, наоборот, построения идеального общества (утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы) на основе идеи равенства.
Основные лозунги эпохи Возрождения
• "Природа и Бог – одно и то же" (Лоренцо Валла).
• Ищущие блага должн стремиться "не к добродетели, но к наслаждению ради него самого" (Лоренцо Валла).
• "Человек – кузнец своего счастья" (Пико де ла Мирандола).
• "Любая вещь рождается, чтобы служить человеку, а человек – для того, чтобы сохранить компанию и дружбу людей" (Леон Баттиста Альберти).
• "Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить" (Леон Баттиста Альберти).
Идеалы Возрождения противоположны средневековому пониманию земли как "юдоли [жизненному пути] плача и страданий" и человека как "преходящего путника"
Возрождение вырабатывает новую мировоззренческую парадигму, получившую название пантеизма (от греч. пан – всё и тео – Бог) – "Природа и Бог – одно и то же" (Лоренцо Валла).
Пантеизм – закономерное завершение развития схоластики, начавшееся с обоснования разумности Бога и закончившееся обоснованием разумности полного единства Бога и природы. Согласно Оккаму, число индивидуальных вещей должно точно соответствовать числу мыслей Бога. В более широком смысле смысл пантеизма – в придании природе свойств, которые ранее приписывались только Богу, – разумности, бесконечности, объединяющей и созидающей силы.
Совершенный Бог не может иметь несовершенных творений. Значит, все природное – божественно, и познание и преобразование его составляет главную цель человеческой деятельности. Если самосохранение – естественное чувство человека, то безнравственных наслаждений не существует. Добродетелью является все, что ведет к наслаждению, как физическому, так и духовному.
Философия – послание к жизни, упражнение в свободе, признание превосходства "дел человеческих" над всеми остальными. Самый тяжкий порок – быть никчемным. Созерцание без действий бессмысленно. Человек – homo faber (человек деятельный, производящий).
"Не верь, о Пилигрим, что, избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, – ты тем самым находишь путь к совершенству. То, что придает твоей работе степень совершенства, находится в тебе… Я смело утверждаю и искренне признаюсь, что оставляю с удовольствием и без зависти и возражений тех, кто воспаряет в сферы чистого умозрения, и всех других, восходящих к высоким истинам, только бы мне оставили понятие о человеческих вещах" (Колюччо Салютати. Письмо).
Дальше → Возрождение: Николай Кузанский
![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение ![]() 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия |
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский Возрождение: Джордано Бруно Никколо Макиавелли Новое время: общая характеристика |