• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Основные периоды античной философии
Милетская школа: Фалес Милетская школа: Анаксимандр Милетская школа: Анаксимен Пифагор |
Анаксимен Милетский Вода в качестве первоначала не универсальна, апейрон слишком абстрактен и в опыте не проверяем |
---|
Воздух объединяет свойства воды и апейрона: он универсален и эмпирически контролируем |
Законы природы: (1) сгущение и разрежение воздуха объясняет происхождение всех вещей; (2) воздух уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей |
Цикл сохранения природы по Анаксимену Сгущение Воздух Вещи Разрежение |
Анаксимен (588-525 до н. э.) – ученик и последователь Анаксимандра, из сочинения "О природе" которого сохранился лишь небольшой отрывок. Как ученый значительно уступает по широте интересов Анаксимандру и Фалесу. Исследовал преимущественно астрономические и метеорологические проблемы.
Попытался создать синтетическую концепцию первоначала природы посредством объединения моделей Фалеса и Анаксимандра.
Критика Фалеса и Анаксимандра. Модель природы Фалеса наглядна, но не всеобща. Вода – конечная (определенная) причина природы, и в этом ее недостаток. Как в ее терминах объяснить появление огня, воздуха или земли?
Модель Анаксимандра всеобща, но не наглядна. Апейрон – абстрактное и противоречивое первоначало, так как содержит несовместимые начала и, кроме того, его оба достоинства следует объединить в одной модели природы.
Закон природы "Все есть воздух" означает, что воздух – принцип справедливости (сохранения) природы: сколько вещей из воздуха возникает, столько же в воздух и обращается.
Учение о воздухе. Воздух в качестве первоначала природы обладает достоинствами всеобщности, непротиворечивости и эмпирической проверяемости. Воздух бесконечен, неопределен и вечен. Воздух текуч, динамичен и одновременно лишен внутренней противоречивости. Наличие воздуха устанавливается эмпирически.
Воздух позволяет рассматривать всю природу как непрерывный континуум, а все вещи – как его разные ступени. Такое предположение приводит Анаксимена к новой модели динамики природы, в которой качество природных вещей зависит исключительно от количественной степени сгущения (разрежения) воздуха:
Огонь ⇄ Воздух ⇄ Ветер ⇄ Облака ⇄ Вода ⇄ Земля ⇄ Камни
Если процесс идет в направлении тогда имеет место сгущение если же в направлении происходит разрежение воздуха. Сгущение и разрежение воздуха – универсальный механизм образования природных тел и существования всей природы.
Все из воздуха возникает, все в него возвращается, все из него состоит. Различие между качественно различными состояниями воздуха лишь количественное (ср. с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, согласно которой "свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, находятся в периодической зависимости от их атомного веса".
Дальше → Пифагор
• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Основные периоды античной философии
Милетская школа: Фалес Милетская школа: Анаксимандр Милетская школа: Анаксимен Пифагор |