• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Новое время: общая характеристика
Фр. Бэкон о необходимости нового метода Фр. Бэкон. Новый метод познания природы Р. Декарт. О первоначалах философии Р. Декарт. Учение о принципах природы |
Френсис Бэкон Три метода познания природы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Метод Аристотеля | Метод Бэкона | Метод схоластов | ||||||
«Путь муравья» | «Путь пчелы» | «Путь паука» | ||||||
Игнорируется разум | Разум и опыт работают вместе | Игнорируется опыт | ||||||
«Опыты светоносные», теоретические результаты | «Опыты плодоносные», практические результаты | |||||||
| ||||||||
Пирамида наук Бэкона: от наблюдения природы к аксиомам наук и философии | ||||||||
Френсис Бэкон (1561-1626) – государственный деятель (лорд-канцлер) и первый философ Нового времени, который поставил своей главной целыо создание нового метода познания природы, преодолевающего недостатки соответствующих методов Аристотеля и схоластов. Этим объясняется название его основного сочинения – "Новый Органон". В незаконченной повести "Новая Атлантида" Бэкон представил проект сообщества ученых – прообраз будущего Лондонского Королевского общества, организованного в 1645 г.
Последовательно отстаивал позиции модифицированного эмпиризма, основанного на новой методологии научного познания.
О необходимости нового метода познания природы
Знание должно приносить практические результаты, ибо "знание – сила". Наука должна служить промышленности и способствовать изменению условий жизни. "Природа – царство человека".
Развитие науки – дело не одиночки, а результат содружества всех ученых. Ученый – не волшебник, не алхимик, не непререкаемый авторитет. Он – член легального сообщества, его результаты подлежат публикации, критике и проверке любым подготовленным человеком. Ученый признает своим судьей только природу и подвергает сомнению любые догмы и авторитеты.
Каждая вещь состоит из материальных природ – элементарных качеств. Природы связаны друг с другом формами – законами, или аксиомами. Их открытие – главная цель научного исследования. Но для этого нужен новый достоверный метод познания природы.
Метод Аристотеля – перечислительная индукция (обобщение частных случаев до общего правила) для открытия законов природы не годится, потому что подобен "пути муравья" (эмпирика), который бессистемно собирает факты и некритически ими довольствуется. Недостаток – игнорирование активной роли разума.
Метод схоластов – толкование значения и смысла слов Священного Писания для познания природы – также не годится, потому что подобен "пути паука" (рационалиста), производящего знание из самого себя. Недостаток – игнорирование свидетельства опыта.
На самом деле для познания природы нужен средний метод, объединяющий опыт и разум и напоминающий "путь пчелы", которая "извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению" ("Новый Органон").
"Силлогистика состоит из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда – в истинной индукции".
"Метод же схоластов примерно таков: сначала по поводу любого положения они выдвигали возражения, а затем отыскивали результаты этих возражений, эти же результаты по большей части представляли собой только расчленение предмета, тогда как древо науки, подобно связке прутьев… не составляется из отдельных прутьев, а представляет их тесную взаимосвязь" ("Новый Органон").
Дальше → Фр. Бэкон. Новый метод познания природы
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Новое время: общая характеристика
Фр. Бэкон о необходимости нового метода Фр. Бэкон. Новый метод познания природы Р. Декарт. О первоначалах философии Р. Декарт. Учение о принципах природы |