• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Новое время: общая характеристика
Фр. Бэкон о необходимости нового метода Фр. Бэкон. Новый метод познания природы Р. Декарт. О первоначалах философии Р. Декарт. Учение о принципах природы |
Рене Декарт Дедукция первоначал философии | |||||
---|---|---|---|---|---|
Так как cogito, ergo sum | |||||
Так как существует сомнение и тем самым мышление | |||||
Так как я сомневаюсь, я несовершенен и не могу быть причиной своего собственного существования. Значит, Бог – причина меня, моего мышления и всякого другого существования | |||||
Так как Бог – причина всего протяженного и движущегося |
Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, математик, физик, физиолог и психолог, создатель аналитической геометрии. Основоположник рационалистической традиции в современной философии – надежное знание о природе дедуктивно выводится из небольшого числа интуитивно очевидных положений разума, называемых аксиомами. Дуалист, так как сознание и тело считал несводимыми друг к другу субстанциями.
Главные сочинения – "Рассуждение о методе" и "Метафизические рассуждения".
Учение о методе и началах философии
Декарт, как и Бэкон, мечтал создать пауку о природе, столь же достоверную, как и математика. Достоверность математики объясняется достоверностью ее аксиом.
Поэтому начинать философствовать следует с поиска достоверных первоначал (аксиом) для всех наук.
Только интуиция позволяет открыть самые первые положения, которые не допускают никакого сомнения в своей истинности. Только дедукция позволяет вывести из них необходимые следствия. Вместе они образуют новый метод философствования и познания природы.
Главные результаты применения нового метода: существуют три субстанции (начала природы, сами определяющие свое существование) – Бог (несотворенная, бесконечная, мыслящая первопричина всего), природа (сотворенная, протяженная, немыслящая) и мышление, ум (сотворенная, непротяженная, мыслящая).
Аргументы Декарта
• Cogito, ergo sum (я мыслю, следовательно, существую). Человек существует, потому что он мыслит. Ибо "мы не можем сомневаться в том, что пока мы сомневаемся, мы существуем" ("Первоначала философии").
• Бог существует, так как если существует несовершенное бытие (человек), способное иметь идею совершенства (идею Бога), то это доказывает необходимость существования Бога.
• Природа существует как протяженная и движущаяся субстанция, так как Бог не способен на обман и если он вызывает в нас ощущения протяженных и движущихся вещей, то природа действительно существует.
"Эти два пути [интуиция и дедукция] являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше – все другие надо отвергать, как подозрительные и ведущие к заблуждениям". "Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать" ("Правила для руководства ума").
Дальше → Р. Декарт. Учение о принципах природы
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Новое время: общая характеристика
Фр. Бэкон о необходимости нового метода Фр. Бэкон. Новый метод познания природы Р. Декарт. О первоначалах философии Р. Декарт. Учение о принципах природы |