• Оглавление •
5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия 8. Русская философия |
Становление и основные направления
Карл Макс и Фридрих Энгельс Артур Шопенгауэр Фридрих Ницше Феноменология Эдмунда Гуссерля |
Артур Шопенгауэр Основа мира – не абсолютный разум, а слепая, неудержимая мировая воля |
---|
Мировая воля проявляет себя в мире представлений (явлений) как множество индивидуальных, соперничающих друг с другом воль к жизни |
Страдание – неустранимая особенность воли к жизни. Счастье состоит только в устранении воли к жизни |
Три пути освобождения от страданий: эстетическое созерцание (временное уменьшение воли к жизни); ограничение необходимым (частичное устранение воли к жизни); аскетизм (полное отрицание воли к жизни) |
Артур Шопенгауэр (1798-1870) – немецкий философ, видный оппонент философии Гегеля, иррационалист и пессимист. Основное произведение – "Мир как воля и представление" (1819).
Следует различать мир как представление (явление) и мир как волю (сущность, вещь в себе, по Канту).
Мир как представление – мир видимого, но ложного разделения на индивидуальность, множественность, пространство и время, субъекта и объекта, причину и следствие, необходимость и случайность. Все это существует только относительно воспринимающего субъекта. Имеет общее и независимое основание, называемое мировой волей. Служит проявлением и объективацией мировой воли.
Мир как представление подчиняется закону достаточного основания (нет ничего без достаточного основания, почему оно есть) в четырех формах:
• как основание синтеза эмпирических представлений (суждений о вещах);
• как основание синтеза логических представлений (соединения понятий в суждения);
• как основание синтеза математических представлений (суждений о математических объектах);
• как основание синтеза актов воли отдельного человека.
Мировая воля – логическая, эмпирическая, математическая и моральная сущность и причина всех явлений, вечный порыв воли к жизни и самоутверждению: абсолютно свободна и непознаваема; бессознательна, иррациональна и неудержима; бессмертна, существует вне времени, пространства, множественности, причинности и необходимости; источник жизни и непрерывных страданий в мире явлений, так как не имеет цели и никогда не удовлетворяется достигнутым результатом.
Мировая воля нуждается в мире явлений для объективации и ин- дивидуации в разнообразных формах жизни. Имеет следующие ступени объективации и индивидуации: всеобщие силы природы – тяжесть, непроницаемость, магнетизм, электричество,… (в мире неживой природы); раздражимость (в мире растений); инстинкты, чувствительность (в мире животных); характер, индивидуальные моральные мотивы (в мире людей).
Закон объективации мировой воли: проявляет себя в раздвоении самой себя на две части (сущность и явление), их постоянной борьбе друг с другом (самопожирании воли) и бесконечном страдании. "Так, мы повсюду видим в природе соперничество, борьбу, непостоянство победы, и… в этом заключается свойственное воле раздвоение в себе самой. Каждая ступень объективации воли оспаривает у другой материю, пространство, время" ("Мир как воля и представление").
Причина страданий – раболепное служение воле. Счастье – освобождение от воли к жизни. Ступени освобождения: эстетическое созерцание [свойственно гениям искусства]; ограничение естественным и необходимым [свойственно подлинным философам]; аскетизм [свойственно святым]. "С его [аскета] волей совершается переворот: она уже не утверждает своей сущности, отражающейся в явлении, - она отрицает ее. …Он отвергает эту являющуюся в нем и выраженную уже в самом его теле сущность и своей жизнью показывает бессилие этого явления, вступая с ним в открытую вражду" ("Мир как воля и представление").
Философия должна довольствоваться выводом: "нет воли – нет представления, нет мира". После упразднения воли мир превращается в "ничто".
Дальше → Фридрих Ницше
• Оглавление •
5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия 8. Русская философия |
Становление и основные направления
Карл Макс и Фридрих Энгельс Артур Шопенгауэр Фридрих Ницше Феноменология Эдмунда Гуссерля |