• Оглавление •
5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия 8. Русская философия |
Фридрих Ницше
Феноменология Эдмунда Гуссерля Прагматизм Позитивизм Эмпириокритицизм (махизм) |
Феноменология Эдмунда Гуссерля Рационализм и эмпиризм не обеспечивают строгого обоснования математики и физики: они включают искажающие допущения о существовании внешнего мира и познающего "Я" |
---|
Феноменология – наука, освобождающая ученого от избыточных допущений о мире и себе и позволяющая ему иметь дело с чистыми и объективными смыслами своего сознания |
Посредством психологической, эйдетической и трансцендентальной редукций из сферы сознания последовательно исключается все, что ему не принадлежит, а также все, что носит субъективный характер. В результате в сознании остаются одни чистые и объективные смыслы область объектов феноменолога |
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий философ, основоположник оригинальной версии субъективного идеализма, названной феноменологией (наукой о феноменах).
Феноменология – наука о феноменах, то есть явлениях вещей (в отличие от их независимого бытия) в нашем сознании. В отличие от Беркли, защищавшего здравый смысл, Гуссерль ставит цель освободить его от всего, что ему не принадлежит или является субъективным. Основной мотив – найти новые объективные основания для наук в самом сознании и преодолеть кризис в основаниях математики и физики в конце XIX столетия. Гуссерль считал, что новая, символическая логика, независимая от какого бы то ни было опыта, указывает путь к решению данной задачи: феноменология должна стать теорией достижения объективного смысла.
Цель феноменологии – анализ вещей как субъективных актов сознания с априорным и объективным содержанием – идеями, понятиями, образами, суждениями и другими смысловыми объектами.
Допущения феноменологии
• Все люди обладают сознанием.
• Все познается и существует для нас посредством актов, то есть феноменов, сознания.
• Сознание интенционально – направлено на нечто (смысл объекта), что сознанием не является, но ему принадлежит.
• Существует априорная интенциональиая структура сознания. Пример. Допустим, некто утверждает "Я убежден, что Баба Яга существует". В этом утверждении следует различать:
• акт сознания – суждение "Я убежден, что Баба Яга существует";
• субъект акта сознания – "Я";
• объект акта сознания – сказочное существо по имени Баба Яга;
• интенцию акта сознания – отношение "X убежден, что Y существует" способ задания, а также смысл объекта сознания "Баба Яга".
Элементы акта сознания – {Субъект, Объект, Смыслы}. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог – в априорную реальность смыслов своего сознания (iфеноменологическая установка). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции.
Психологическая редукция устраняет из сознания все, что ему не принадлежит, – внешний мир и все науки, которые его изучают. Результат, к которому она приводит, – ограничение актов сознания до множества {Субъект, Смыслы}. Подобная редукция "заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир… из поля субъекта… Является не мир или часть его, но "смысл" мира" ("Феноменология").
Эйдетическая редукция открывает в актах сознания неизменные и априорно заданные эйдосы (формы), которые и обозначают смыслы осознаваемых объектов. Но эти смыслы еще не очищены от априорного "Я" как своей основы.
Трансцендентальная редукция исключает априорное "Я" в качестве источника всех смыслов. В результате феноменолог ограничивает акты сознания одним множеством {Смыслы} и достигает абсолютной объективности и достоверности объектов своего исследования, то есть феноменологической установки.
Дальше → Прагматизм
• Оглавление •
5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия 8. Русская философия |
Фридрих Ницше
Феноменология Эдмунда Гуссерля Прагматизм Позитивизм Эмпириокритицизм (махизм) |