стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия стрелка
8. Русская философия
Фридрих Ницше
Феноменология Эдмунда Гуссерля
Прагматизм
Позитивизм
Эмпириокритицизм (махизм)

Современная философия. Феноменология Эдмунда Гуссерляя

Схема 7.5. Современная философия: становление и основные направления. Феноменология Эдмунда Гуссерля
Феноменология Эдмунда Гуссерля
Рационализм и эмпиризм не обеспечивают строгого обоснования математики и физики: они включают искажающие допущения о существовании внешнего мира и познающего "Я"
стрелка
Феноменология – наука, освобождающая ученого от избыточных допущений о мире и себе и позволяющая ему иметь дело с чистыми и объективными смыслами своего сознания
стрелка
Посредством психологической, эйдетической и трансцендентальной редукций из сферы сознания последовательно исключается все, что ему не принадлежит, а также все, что носит субъективный характер. В результате в сознании остаются одни чистые и объективные смыслы область объектов феноменолога

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий философ, основоположник оригинальной версии субъективного идеализма, названной феноменологией (наукой о феноменах).

Феноменология – наука о феноменах, то есть явлениях вещей (в отличие от их независимого бытия) в нашем сознании. В отличие от Беркли, защищавшего здравый смысл, Гуссерль ставит цель освободить его от всего, что ему не принадлежит или является субъективным. Основной мотив – найти новые объективные основания для наук в самом сознании и преодолеть кризис в основаниях математики и физики в конце XIX столетия. Гуссерль считал, что новая, символическая логика, независимая от какого бы то ни было опыта, указывает путь к решению данной задачи: феноменология должна стать теорией достижения объективного смысла.

Цель феноменологии – анализ вещей как субъективных актов сознания с априорным и объективным содержанием – идеями, понятиями, образами, суждениями и другими смысловыми объектами.

Допущения феноменологии

• Все люди обладают сознанием.

• Все познается и существует для нас посредством актов, то есть феноменов, сознания.

• Сознание интенционально – направлено на нечто (смысл объекта), что сознанием не является, но ему принадлежит.

• Существует априорная интенциональиая структура сознания. Пример. Допустим, некто утверждает "Я убежден, что Баба Яга существует". В этом утверждении следует различать:

• акт сознания – суждение "Я убежден, что Баба Яга существует";

• субъект акта сознания – "Я";

• объект акта сознания – сказочное существо по имени Баба Яга;

• интенцию акта сознания – отношение "X убежден, что Y существует" способ задания, а также смысл объекта сознания "Баба Яга".

Элементы акта сознания – {Субъект, Объект, Смыслы}. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог – в априорную реальность смыслов своего сознания (iфеноменологическая установка). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции.

Психологическая редукция устраняет из сознания все, что ему не принадлежит, – внешний мир и все науки, которые его изучают. Результат, к которому она приводит, – ограничение актов сознания до множества {Субъект, Смыслы}. Подобная редукция "заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир… из поля субъекта… Является не мир или часть его, но "смысл" мира" ("Феноменология").

Эйдетическая редукция открывает в актах сознания неизменные и априорно заданные эйдосы (формы), которые и обозначают смыслы осознаваемых объектов. Но эти смыслы еще не очищены от априорного "Я" как своей основы.

Трансцендентальная редукция исключает априорное "Я" в качестве источника всех смыслов. В результате феноменолог ограничивает акты сознания одним множеством {Смыслы} и достигает абсолютной объективности и достоверности объектов своего исследования, то есть феноменологической установки.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Прагматизм

стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия стрелка
8. Русская философия
Фридрих Ницше
Феноменология Эдмунда Гуссерля
Прагматизм
Позитивизм
Эмпириокритицизм (махизм)