Гераклит Закон природы (логос): гармония природы – результат ее дисгармонии |
---|
Цикл сохранения природы по Гераклиту Возникновение вещей ("путь вниз", "раздор") – угасание огня Огонь Вещи Уничтожение вещей ("путь вверх", "раздор") – возгорание огня |
Гераклит (540-480 до н. э.) – создатель новой философской традиции – учиться у самого себя: только став в одном лице учеником и учителем, можно постичь подлинный смысл природы.
После Анаксимандра – крупнейший теоретик диалектики в Древней Греции.
Назначение философа. Природа подчиняется скрытому закону природы – Логосу. Философ – оракул Логоса: познает природу посредством истолкования сообщаемого ему Логосом скрытого смысла.
Учение о Логосе. Природа находится в вечном становлении, так как полна противоположных сил, стремлений и состояний.
Природа – самая прекрасная и совершенная гармония, так как все ее противоположности едины и не существуют друг без друга.
Гармония природы – результат непрекращающейся борьбы ее противоположностей, то есть ее собственной дисгармонии.
Становление природы (возникновение и уничтожение самой себя) циклично – направлено от одной противоположности к другой и обратно, так как ни одна из противоположностей не может уничтожить другую.
Логос – скрытая от непосредственного восприятия причина гармонии и дисгармонии всей природы.
"Должно знать, что воина есть общий закон и что справедливость есть раздор, и что все возникает и уничтожается в силу раздора".
Огонь – энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса.
Огонь есть энергия, благодаря которой все в природе имеет возможность обмениваться друг на друга, как на рынке золото позволяет обмениваться любым товарам.
Логос – закон сохранения энергии и тем самым всей природы.
Учение о душе. Душа человека – часть божественного огня. Чем чище этот огонь, тем совершеннее душа. Огонь души расходуется и восстанавливается при дыхании и восприятии важен вне нас.
Назначение души – познание Логоса.
Цель поведения – подчинение законам полиса пли следование советам отдельного лица, только если те соответствуют Логосу.
"Этот Логос, существующий вечно, не понимают п прежде, чем выслушать его, п выслушав однажды. Ибо. хотя все люди сталкиваются напрямую с этим Логосом, они подобны незнающим его…" "Выслушав не меня, а Логос, должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно".
"Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса – на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит".
Дальше → Элейская школа: Ксенофан