Анаксагор
Начала природы | Ум (движущая и организующая сила) |
Гомеомерии (семена вещей) |
Ум как причина образования и закон сохранения Космоса по Анаксагору | ||
Соединение | ||
Гомеомерии Вещи | ||
Разъединение |
Анаксагор (498-428 до н. э.) – философ, посвятивший себя науке – математике и астрономии. Предложил решение противоречия между положениями Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия, основанное на принципе "все возникает из подобного самому себе". Автор книги "О природе".
Решение противоречия между Гераклитом и Парменидом
В природе должно быть как бытие, так и небытие.
Все содержится во всем: первоначальное состояние природы – смесь всего со всем.
В исходной смеси вещества нет ничего абсолютно малого и абсолютно великого. Всякая вещь мала и велика одновременно.
Все подобно всему: всякая вещь подобна своей части и все в природе "питается подобным".
Частица смеси вещества, обладающая свойствами содержать в себе все, питать все, быть подобным всему, называется гомеомерией (буквально: "подобночастным").
Все возникает из всего: возникновение вещей – смешение гомеомерий; уничтожение вещей – разделение гомеомерий.
Ум как причина и закон Космоса
Движение вещества на основании материальных свойств и причин не объясняется. Способность вещества к движению находится вне вещей и называется Умом (идеальным принципом устройства Космоса).
• Ум деятелен, беспределен, самовластен и не смешан ни с какой вещью. Он один пребывает сам по себе, что позволяет ему господствовать над всем.
• Ум – причина выделения из первоначальной смеси гомеомерий отдельных вещей, включая звезды и планеты, их правильного круговращения. Но ничто не выделяется из природы полностью и не существует независимо от нее, кроме Ума.
• Ум присутствует во всех одушевленных существах и управляет ими.
• Ум как закон Космоса: природа сохраняет себя тем, что в ней большого (вещей) и малого (гомеомерий) всегда поровну.
Дальше → Возникновение и своеобразие софистики