• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Эмпедокл
Демокрит Анаксагор Возникновение и своеобразие софистики Софисты: Протагор |
Возникновение и своеобразие софистики
Древняя Греция второй половины V в. до н. э. (потребность широкого просвещения) | |||
---|---|---|---|
Успешное завершение греко-персидских войн | Бурное развитие политической активности населения | Востребованность социального и гуманитарного знания | Интерес к развитию навыков мыслить, говорить и убеждать |
Софистика (греческая форма просвещения) | |||
Обладание добродетелью, а не физической силой – главное условие успешной социальной жизни | Социальная жизнь – совершенствование в добродетелях | Появление платных учителей добродетели | Развитие риторики, грамматики, логики, судебного красноречия |
Софистика (от греч. "софос" – мудрый) – обобщенное название взглядов греческих просветителей на различные проблемы социальной жизни; деятельность первых платных учителей добродетели, получившая в городах Древней Греции в середине V в. до н. э. широкое распространение.
Данный термин имеет и более узкое значение – как совокупность нечестных, логически некорректных приемов, позволяющих выигрывать споры.
Характерные особенности софистики
Человек живет по иным законам, чем все остальные существа. Поэтому учения первых философов малопригодны для успешной жизни в обществе.
Следует принципиально различать "физис" – совокупность законов природы и "номос" – совокупность законов общества.
Законы природы объективны, необходимы п обязательны для всех. Их невозможно отменить или заменить, ибо они касаются всех материальных объектов.
Главный закон природы – выживает наиболее приспособленный или сильнейший в своем биологическом виде.
Объективных и обязательных законов в человеческом обществе не существует.
Законы общества устанавливаются людьми, всегда относительны, условны, конвенциональны, заменяемы и отменяемы, так как относятся только к добродетелям граждан.
Главный закон общества – процветает гражданин, наиболее успешный в своей добродетели.
Добродетель – главное условие социального процветания
Социальная жизнь – совершенствование не в физической силе, а в добродетелях.
Социальный закон – правило, определяющее добродетель.
Добродетель – не дар природы, не врожденная способность, не случайное приобретение, а результат целенаправленного образования и воспитания.
Мысли, слова и действия сами по себе не находятся в необходимой связи друг с другом. Для приведения их в нужное соответствие требуется специальная деятельность ума и языка.
Успешная жизнь состоит в том, чтобы жить согласно главным добродетелям – знанию, удовольствию, выгоде и чести.
Дальше → Софисты: Протагор
• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Эмпедокл
Демокрит Анаксагор Возникновение и своеобразие софистики Софисты: Протагор |