стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Эмпедокл
Демокрит
Анаксагор
Возникновение и своеобразие софистики
Софисты: Протагор

Возникновение и своеобразие софистики

Схема 2.9.1. Возникновение и своеобразие софистики
Возникновение и своеобразие софистики
Древняя Греция второй половины V в. до н. э. (потребность широкого просвещения)
Успешное завершение греко-персидских войнБурное развитие политической активности населенияВостребованность социального и гуманитарного знанияИнтерес к развитию навыков мыслить, говорить и убеждать
стрелка
Софистика (греческая форма просвещения)
Обладание добродетелью, а не физической силой – главное условие успешной социальной жизниСоциальная жизнь – совершенствование в добродетеляхПоявление платных учителей добродетелиРазвитие риторики, грамматики, логики, судебного красноречия

Софистика (от греч. "софос" – мудрый) – обобщенное название взглядов греческих просветителей на различные проблемы социальной жизни; деятельность первых платных учителей добродетели, получившая в городах Древней Греции в середине V в. до н. э. широкое распространение.

Данный термин имеет и более узкое значение – как совокупность нечестных, логически некорректных приемов, позволяющих выигрывать споры.

Характерные особенности софистики

Человек живет по иным законам, чем все остальные существа. Поэтому учения первых философов малопригодны для успешной жизни в обществе.

Следует принципиально различать "физис" – совокупность законов природы и "номос" – совокупность законов общества.

Законы природы объективны, необходимы п обязательны для всех. Их невозможно отменить или заменить, ибо они касаются всех материальных объектов.

Главный закон природы – выживает наиболее приспособленный или сильнейший в своем биологическом виде.

Объективных и обязательных законов в человеческом обществе не существует.

Законы общества устанавливаются людьми, всегда относительны, условны, конвенциональны, заменяемы и отменяемы, так как относятся только к добродетелям граждан.

Главный закон общества – процветает гражданин, наиболее успешный в своей добродетели.

Добродетель – главное условие социального процветания

Социальная жизнь – совершенствование не в физической силе, а в добродетелях.

Социальный закон – правило, определяющее добродетель.

Добродетель – не дар природы, не врожденная способность, не случайное приобретение, а результат целенаправленного образования и воспитания.

Мысли, слова и действия сами по себе не находятся в необходимой связи друг с другом. Для приведения их в нужное соответствие требуется специальная деятельность ума и языка.

Успешная жизнь состоит в том, чтобы жить согласно главным добродетелям – знанию, удовольствию, выгоде и чести.


ЦИТАТЫ
"Во всех человеческих делах первенство принадлежит мудрости и знанию".
"Благодетельствовать друзьям – прекрасно, врагам – безобразно. Убегать от неприятеля безобразно, а на стадионе от соперников – прекрасно. Друзей и граждан убивать безобразно, неприятелей же – прекрасно. И так во всем" (Протагор)
Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Софисты: Протагор

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Эмпедокл
Демокрит
Анаксагор
Возникновение и своеобразие софистики
Софисты: Протагор