Протагор Человек – мера всех вещей |
---|
Не существует объективной истины: для каждого истинно то, что ему кажется |
Не существует общеобязательного закона: для каждого справедливо то, что ему нравится |
Не истина, или справедливость, а выгода – универсальный закон человеческой жизни |
Протагор (480-410 до н. э.) – первый философ, назвавший себя софистом. Странствующий учитель добродетели. Основоположник софистики. Из его многочисленных произведений сохранились лишь отрывки.
Физис и номос
Природные законы существуют от века и обязательны в любое время и для всех.
Человеческие законы возникают либо случайно, либо по соглашению, либо по приказу и исполняются не всеми и не во всякое время. Истинность человеческих законов искусственна и сомнительна.
Справедливость согласно физису и номосу
• По физису – неравенство, основанное на праве сильнейшего.
• По номосу – равенство всех в едином образе жизни и внутреннем согласии. Но это равенство не соответствует действительности.
"В государственном управлении лишь незначительная часть принадлежит природе, большая же часть – искусству, стало быть, и всякое
законодательство обусловлено… не природой, а искусством; вот почему его положения и далеки от истины".
Существование или несуществование оогов недоказуемо: "О богах я ничего не знаю: существуют ли они или не существуют и какую имеют природу".
Человек – мера всех вещей
Все относительно и условно. Человек – критерий всего. "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". "Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя". "Что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть, пока он так считает".
Любые противоположности одинаково истинны. Бытие текуче и изменяется из одной противоположности в другую, что доказывает их обоюдную истинность. "Протагор утверждает, что о всякой вещи можно говорить за и против, равно как и о самом (этом положении)…" (Сенека)
Ценить следует не истину, а выгоду. Среди несовместимых мнений следует выбирать не более истинное, ибо они все истинны, а основанное на вычислении всех последствий более выгодное.
Дальше → Софисты: Горгий