стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Возникновение и своеобразие софистики
Софисты: Протагор
Софисты: Горгий
Сократ
Платон: предназначение философии и теория идей

Софисты: Горгий

Схема 2.9.3. Софисты: Горгий
Горгий
Все суждения о существовании природы ложны
стрелкастрелкастрелка
Потому что ничего не существует в абсолютном (парменидовском) смыслеДаже если нечто и существует в абсолютном смысле, оно не мыслимо и не познаваемоДаже если нечто существует в абсолютном смысле, мыслимо и познаваемо, оно невыразимо и необъяснимо

Горгий (480-380 до н. э.) – софист, современник Протагора, теоретик и практик риторики. Прославился сочинением-пародией "О несущем, или о природе" на сочинения натурфилософов, носивших, как праЬило, однотипное название "О природе или о существующем".

В отличие от Протагора, считавшего истинными любые суждения о существующем (природе), Горгий в указанной пародии доказывал, что, наоборот, все подобные суждения ложны.

Ничего не существует

Допустим, нечто существует. Это нечто может быть либо (1) сущим, либо (2) несущим.

(1) Если нечто есть сущее, оно либо вечное (1.1), либо возникшее (1.2).

(1.1) Если оно вечное, оно беспредельное и не может находиться ни в себе (что привело бы к удвоению беспредельного, что абсурдно), ни в другом (что означало бы ограничение беспредельного, что также абсурдно). Так как вечно сущее не может находиться нигде, оно не существует.

(1.2) Если сущее есть возникшее, оно возникло либо из сущего, то есть самого себя, либо из не-сущего. В первом случае сущее должно существовать ранее самого себя, что абсурдно. Второй случай также абсурден, так как из не-сущего ничего не возникает. Значит, возникшего сущего также не существует.

Поскольку нечто сущее может быть либо вечным, либо возникшим, но оно не есть ни то ни другое, следовательно, оно не может быть сущим.

(2) Если же нечто есть не-сущее, тогда оно по условию есть такое существующее, которое не существует. Но это абсурдно.

Так как нечто не может быть ни сущим, ни не-сущим, сделанное выше допущение ложно и истинно, что ничего не существует.

Ничего не постижимо

Допустим, нечто все-таки существует. Тогда оно либо (1) мыслимо, либо (2) не мыслимо. Если истинно (1), тогда существующее и мыслимое должны быть тождественны (ибо. речь идет о произвольном нечто). Но это неверно, ибо можно мыслить то, чего на самом деле нет (например, кентавра). Значит, истинно (2), то есть если и есть сущее, оно не мыслится и тем самым непостижимо для человека.

Ничто не выразимо и не объяснимо

Допустим, существует нечто, которое мыслимо. Тогда это нечто либо (1) выразимо словом, либо (2) не выразимо словом. Однако (1) невозможно, потому что ни вкус, ни цвет, ни запах не передаются словами (ибо они не тождественны словам). Значит, истинно (2), то есть мыслимое нечто не выразимо словами.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Сократ

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Возникновение и своеобразие софистики
Софисты: Протагор
Софисты: Горгий
Сократ
Платон: предназначение философии и теория идей