стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве
Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Аристотель: учение о душе и познании

Платон: учение о государстве

Схема 2.11.4. Платон: учение о государстве
Учение о государстве
Идеальное (справедливое) государство есть соответствие определенных частей души граждан определенным сословиям, их функциям и добродетелям
ДушаСословиеСословиеДобродетель
РазумнаяПравителиУправлениеМудрость, мужество, рассудительность
ВолеваяСтражиОхранаМужество, рассудительность
ТелеснаяРемесленники, земледельцы, торговцыУдовлетворение материальных потребностейРассудительность

Учение о государстве

Государство – "совместное поселение", которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации.

При совместной жизни справедливость – главная (но не единственная) идея (добродетель) идеального государства.

Согласно идее справедливости, каждой части души должно соответствовать определенное сословие идеального государства: разуму – правители, воле – стражи, телесным влечениям – ремесленники, земледельцы и торговцы.

В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждаться пропорционально своим способностям, но при этом в нем не должно быть ни богатых, ни бедных.

Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеального государства – мудрость, мужество и рассудительность.

Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи – мужеством и рассудительностью, все остальные – только рассудительностью.

Справедливые виды государства – монархия (один правитель) И аристократия (несколько правителей). Они руководствуются четырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жизни, не допускают появления богатых и бедных.

Несправедливых видов государств (форм правления) – четыре:

• тимократия (власть честолюбцев; главное благо – слава, почести);

• олигархия (власть немногих богачей; главное благо – богатство);

• демократия (власть большинства; главное благо – неограниченная свобода);

• тирания (власть одного над всеми; благо – личная неограниченная власть).

Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.


ЦИТАТЫ

"Государство… возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается"

"…Заниматься каждому своим делом – это, пожалуй, и будет справедливостью".

"Мы установили… что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен".

"Ведь несправедливость… вызывает раздоры, ненависть, междоусобицы, а справедливость – единодушие и дружбу" ("Государство").

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве
Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Аристотель: учение о душе и познании