![]() 1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия ![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве Аристотель: учение о первой философии (первом бытии) Аристотель: учение о природе (физике, второй философии) Аристотель: учение о душе и познании |
Учение о природе (физике, второй философии) Природа — все, что содержит в самом себе причину своего движения | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Три начала природы | ||||
![]() | ||||
Материя, лишенная определенной формы | Движение (процесс приобретения материей определенной формы) | Материя, получившая определенную форму |
Классификация видов движения | |||
Изменение субстрата | Изменение качества | Изменение количества | Изменение местоположения |
Возникновение или разрушение вещи (не является движение в собственном смысле) | Изменение свойств вещи на противоположные | Увеличение или уменьшение размеров вещи | Пространственное перемещение |
Не содержится в потенции вещи | Содержится в потенции вещи в качестве одной из возможностей ее бытия |
Учение о природе
В отличие от первой философии физика имеет дело с природой – движущимся и телесным бытием.
Природа – все, "что имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения".
Так как научное знание – знание причин и начал, то и "в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам".
У природы не может быть одного начала, единого, неподвижного и не способного что-либо двигать (как у Парменида), ибо природа, как убеждает наблюдение, вся находится в движении.
У природы не может быть бесконечно много начал (как у Анаксагора), так как в силу непознаваемости бесконечного по качеству и количеству непознаваемой становится и природа.
Двух противоположных начал для познания природы также недостаточно, так как противоположности несовместимы и не превращаются друг в друга. Может изменяться лишь субстрат от одного противоположного состояния к другому: "Ведь не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и не вражда из любви, но обе действуют на нечто иное, третье".
У природы – три начала:
• то, что изменяется, – субстрат (способный изменяться);
• то, из чего возникает, – состояние потенциальной лишенности формы (первая противоположность);
• то, во что изменяется, – состояние актуального наличия формы (вторая противоположность).
Случайность не может быть предметом научного исследования. Она возникает либо по внутренней причине, тогда это – самопроизвольное зарождение, или по внешней, тогда это совпадение. Общей причиной случайности является сопротивление материи принятию формы.
В исследовании природы вопрос о движении наиважнейший, "ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы".
Движение есть:
• "действительность существующего в возможности, поскольку последнее таково", то есть превращение одной из возможностей действительности в новую действительность;
• изменение от одной противоположности (потенциального состояния) к другой (актуального состояния);
• изменение местоположения (перемещение в пространстве).
Общая причина движения – лишённость материи формы; следовательно, всякое движение – некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи.
Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Первое из них не является движением в собственном смысле (возникновение и уничтожение субстрата не соответствует потенции вещи).
Учение о природе (физике, второй философии) Причины движения | |||
Материальная | Формальная | Действующая | Целевая |
Из чего создана данная вещь? | Что это такое (какая сущность у этой вещи)? | Кто или что создал эту вещь? | Ради какого блага создана данная вещь? |
Причина, обозначающая субстрат вещи | Причины, обозначающие сущность, форму, энергию и цель бытия вещи | ||
Сфера потенциального бытия вещи | Сфера актуального бытия вещи |
Пример. Ваза = субстрат (глина) [материальная причина] + форма [изящный сосуд (формальная причина), изготовленный гончаром (действующая причина) для украшения (целевая причина)].
Перводвигатель как причина и цель движения сфер всех небесных тел и всеобщего изменения природы |
---|
![]() |
Учение о природе (продолжение)
Цель изучения природы – причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре – материальная (отвечает на вопрос "Из чего сделана эта вещь?"), формальная (отвечает на вопрос "Что это за вещь?"), действующая (отвечает на вопрос "Кто или что сделал эту вещь?") и целевая (отвечает на вопрос "Ради чего сделана эта вещь?").
Четыре вида причин сводятся к двум: материи (материальной причине) и форме (формальной причине).
Материя не может быть предметом научного познания, так как обозначает
• причину потенциальности, изменчивости, временности, индивидуальности, случайности бытия.
Форма – предмет научного познания, так как обозначает
• причину актуальности, постоянства, вечности, всеобщности, необходимости бытия.
Субординация природных объектов:
• земные тела – невечные, несовершенные, движимые иным;
• небесные тела (звезды и планеты, прикрепленные к движущимся сферам) – вечные, совершенные, движимые иным;
• неподвижные, но приводящие всю природу в движение двигатели (по числу небесных сфер), все из которых приводит в движение один двигатель, называемый Перводвигателем, или Богом.
Перводвигатель – это:
• абсолютная форма (так как лишен всякой материальности);
• абсолютная действительность (так как лишен материальности и тем самым потенциальности);
• цель и объект желания всех природных вещей, все движет, включая сферы всех небесных тел, будучи сам неподвижным;
• абсолютная сила природы;
• самое совершенное живое существо (так как только души могут двигать телом, будучи сами неподвижными);
• абсолютный разум природы, или ум (в смысле анаксагора), творчески и с любовью мыслящий самого себя (так как в силу единственности он – субъект и объект своей деятельности одновременно).
"Так вот, от такого начала [перводвпгателя] зависят небеса и вся природа, И жизнь его – самая лучшая, какая у нас бывает очень короткое время… А ум [перводвигатель] через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его – одно и то же… И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог" ("Метафизика").
Дальше → Аристотель: учение о душе и познании
![]() 1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия ![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве Аристотель: учение о первой философии (первом бытии) Аристотель: учение о природе (физике, второй философии) Аристотель: учение о душе и познании |