стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве
Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Аристотель: учение о душе и познании

Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

Учение о природе (физике, второй философии)
Природа — все, что содержит в самом себе причину своего движения
Стрелка
Три начала природы
Стрелка
Материя, лишенная определенной формыДвижение (процесс приобретения материей определенной формы)Материя, получившая определенную форму

Схема 2.12.2.а. Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Классификация видов движения
Изменение субстратаИзменение качестваИзменение количестваИзменение местоположения
Возникновение или разрушение вещи (не является движение в собственном смысле)Изменение свойств вещи на противоположныеУвеличение или уменьшение размеров вещиПространственное перемещение
Не содержится в потенции вещиСодержится в потенции вещи в качестве одной из возможностей ее бытия

Учение о природе

В отличие от первой философии физика имеет дело с природой – движущимся и телесным бытием.

Природа – все, "что имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения".

Так как научное знание – знание причин и начал, то и "в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам".

У природы не может быть одного начала, единого, неподвижного и не способного что-либо двигать (как у Парменида), ибо природа, как убеждает наблюдение, вся находится в движении.

У природы не может быть бесконечно много начал (как у Анаксагора), так как в силу непознаваемости бесконечного по качеству и количеству непознаваемой становится и природа.

Двух противоположных начал для познания природы также недостаточно, так как противоположности несовместимы и не превращаются друг в друга. Может изменяться лишь субстрат от одного противоположного состояния к другому: "Ведь не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и не вражда из любви, но обе действуют на нечто иное, третье".

У природы – три начала:

• то, что изменяется, – субстрат (способный изменяться);

• то, из чего возникает, – состояние потенциальной лишенности формы (первая противоположность);

• то, во что изменяется, – состояние актуального наличия формы (вторая противоположность).

Случайность не может быть предметом научного исследования. Она возникает либо по внутренней причине, тогда это – самопроизвольное зарождение, или по внешней, тогда это совпадение. Общей причиной случайности является сопротивление материи принятию формы.

В исследовании природы вопрос о движении наиважнейший, "ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы".

Движение есть:

• "действительность существующего в возможности, поскольку последнее таково", то есть превращение одной из возможностей действительности в новую действительность;

• изменение от одной противоположности (потенциального состояния) к другой (актуального состояния);

• изменение местоположения (перемещение в пространстве).

Общая причина движения – лишённость материи формы; следовательно, всякое движение – некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи.

Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Первое из них не является движением в собственном смысле (возникновение и уничтожение субстрата не соответствует потенции вещи).

Учение о природе (физике, второй философии)
Причины движения
МатериальнаяФормальнаяДействующаяЦелевая
Из чего создана данная вещь?Что это такое (какая сущность у этой вещи)?Кто или что создал эту вещь?Ради какого блага создана данная вещь?
Причина, обозначающая субстрат вещиПричины, обозначающие сущность, форму, энергию и цель бытия вещи
Сфера потенциального бытия вещиСфера актуального бытия вещи

Пример. Ваза = субстрат (глина) [материальная причина] + форма [изящный сосуд (формальная причина), изготовленный гончаром (действующая причина) для украшения (целевая причина)].

Схема 2.12.2.б. Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Перводвигатель как причина и цель движения сфер всех небесных тел и всеобщего изменения природы
 
Аристотель: учение о природе

Учение о природе (продолжение)

Цель изучения природы – причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре – материальная (отвечает на вопрос "Из чего сделана эта вещь?"), формальная (отвечает на вопрос "Что это за вещь?"), действующая (отвечает на вопрос "Кто или что сделал эту вещь?") и целевая (отвечает на вопрос "Ради чего сделана эта вещь?").

Четыре вида причин сводятся к двум: материи (материальной причине) и форме (формальной причине).

Материя не может быть предметом научного познания, так как обозначает

• причину потенциальности, изменчивости, временности, индивидуальности, случайности бытия.

Форма – предмет научного познания, так как обозначает

• причину актуальности, постоянства, вечности, всеобщности, необходимости бытия.

Субординация природных объектов:

• земные тела – невечные, несовершенные, движимые иным;

• небесные тела (звезды и планеты, прикрепленные к движущимся сферам) – вечные, совершенные, движимые иным;

• неподвижные, но приводящие всю природу в движение двигатели (по числу небесных сфер), все из которых приводит в движение один двигатель, называемый Перводвигателем, или Богом.

Перводвигатель – это:

• абсолютная форма (так как лишен всякой материальности);

• абсолютная действительность (так как лишен материальности и тем самым потенциальности);

• цель и объект желания всех природных вещей, все движет, включая сферы всех небесных тел, будучи сам неподвижным;

• абсолютная сила природы;

• самое совершенное живое существо (так как только души могут двигать телом, будучи сами неподвижными);

• абсолютный разум природы, или ум (в смысле анаксагора), творчески и с любовью мыслящий самого себя (так как в силу единственности он – субъект и объект своей деятельности одновременно).


ЦИТАТА

"Так вот, от такого начала [перводвпгателя] зависят небеса и вся природа, И жизнь его – самая лучшая, какая у нас бывает очень короткое время… А ум [перводвигатель] через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его – одно и то же… И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог" ("Метафизика").

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Аристотель: учение о душе и познании

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве
Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Аристотель: учение о душе и познании