стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве
Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Аристотель: учение о душе и познании

Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)

Учение о первой философии
Мудрость – знание первого бытия
стрелка
Первое бытие – первые причины и начала всего существующего; то, что вечно, необходимо и актуально, неподвижно, всему предшествует и все определяет; ни с чем природным (материальным) не смешано

 

Идеи Платона не годятся в качестве первого бытия, потому что
стрелка
Удваивают без надобности бытиеНе для всякого бытия есть идеяНепонятно, как неподвижные идеи двигают вещиИдеи – общее бытие и не могут быть частью единичных вещейКак сущности вещей идеи не могут существовать вне вещейНепонятно, почему совершенные идеи не передают свои качества вещам

 

Схема 2.12.1.а Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Основные начала природы
 
Актуальность, сущность, цель, причина, необходимость бытияАристотель схемаПотенциальность, субстрат, случайность бытия

Аристотель (384-322 до н. э.) – ученик и противник Платона. В семнадцатилстнем возрасте поступает в Академию Платона, в которой проучился 20 лет, до самой смерти учителя. В пятьдесят лет основал в Афинах собственную школу – Ликей, некоторое время занимался воспитанием Александра Македонского. Творчество Аристотеля признано вершиной античной философии и науки. Аристотель стал, по выражению Гегеля, "учителем всех философов".

Аристотель предпринял грандиозную попытку синтезировать все предшествующие знания в одной системе философии на основаниях, прямо противоположных платоновским. Главным результатом синтеза стала "первая философия" – учение о бытии как таковом, или, как позже стали ее называть, "метафизика" (буквально: то, что стоит после физики).

Учение о первой философии

Необходимость учения о первом бытии (бытии как таковом)

• Природа имеет два противоположных начала – форму и материю. Форма обозначает актуальность, сущность (цель, причину изменения) вещей; материя – их субстрат, потенциальность, изменчивость и случайность.

• В природном мире нет ничего абсолютно актуального; все содержит материю, потенциальность, а вместе с ней случайность и неопределенность; ведь материи безразлично, какие вещи из нее возникнут.

• Цель первой философии – исследовать бытие, представляющее чистую актуальность, не смешанную ни с какой материей.

• Бытие как абсолютная актуальность божественно, неподвижно, первично и предшествует всякому другому бытию, есть его первая причина и начало.

• Тот, кто знает первое бытие, знает первую причину и начало всего, тот обладает настоящей мудростью, то есть он – мудрец.

Теория идей Платона неудовлетворительна в качестве теории первого бытия.

• Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.

• Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрицательного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного, всего, что нарушает порядок (катастрофа)…

• Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются.

• Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является составной частью единичных вещей.

• Невозможно, "чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?"

• Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не передают эти качества своим копиям – вещам.

Учение о первой философии
Пирамида мудрости – путь к познанию первых причин и начал бытия
 
Пирамида мудрости Аристотель
 
"Имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины" – Метафизика

 

Схема 2.12.1.б. Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Виды философских наук (мудрости)
Теоретические науки (основаны на мудрости познания форм вещей)Практические и творческие (основаны на мудрости творения вещей по заданной форме)
Первая философия (метафизика)Вторая философия (физика)Математика (арифметика и геометрия)Этика, политикаПоэтика, риторика
Познание первых причин и начал всего; отвечает на вопрос: почему существует то, что существуетПознание причин изменения вещей, неотделимых от самих вещей и их материиПознание количественных свойств вещей с полным абстрагированием от их движения и материиЦель изучения – достижение морального и политического совершенстваЦель изучения – написание хорошего произведения и произнесение убедительных речей

Учение о первой философии (продолжение)

Стремление к знанию как таковому – вот что направляет людей к мудрости. Существует пирамида (лестница) мудрости, начало которой – чувственные восприятия вещей, вершина – знание первых причин и начал вещей, то есть знание бытия как такового.

Пирамида мудрости:

1. Чувственные восприятия (начало мудрости; созерцательное состояние души; знание единичного, случайного).

2. Опыт (умение действовать на основании знания единичного и случайного; деятельное состояние души, но без знания причин).

3. Искусство (знание преходящих причин искусственно изготовляемых вещей).

4. Наука (знание необходимых, вечных причин).

5. Первая наука (первая философия; высшая, "божественная" мудрость; знание первых причин и начал существующего, самое истинное знание, доступное только мудрецам).

Определение первой философии: "Итак, из всего сказанного следует, что имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины".

Первая философия есть:

• самая общая, так как определяет первые причины и начала;

• самая строгая, так как ее посылки самые общие и наиболее удалены от чувственных восприятий;

• начало всех других наук;

• единственно свободная, так как "она одна существует ради самой себя".

Мудрец – человек, который:

• предпочитает мудрость ради нее самой, а не ради получения с ее помощью какого-нибудь блага;

• наставляет, а не получает наставления; не повинуется менее мудрому, а наоборот, менее мудрый повинуется ему.

Как высшая мудрость философия делится на теоретическую (созерцательную) и практически-творческую.

Теоретическая философия делится далее на первую (о первом бытии), вторую (о природе) и математику; практически-творческая – на науки, основанные на преобразовательной деятельности человека.


ЦИТАТЫ
"Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но н тогда, когда мы не собираемся что-либо делать" ("Метафизика").
Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве
Аристотель: учение о первой философии (первом бытии)
Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
Аристотель: учение о душе и познании