![]() 1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия ![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве Аристотель: учение о первой философии (первом бытии) Аристотель: учение о природе (физике, второй философии) Аристотель: учение о душе и познании |
Учение о первой философии Мудрость – знание первого бытия |
---|
![]() |
Первое бытие – первые причины и начала всего существующего; то, что вечно, необходимо и актуально, неподвижно, всему предшествует и все определяет; ни с чем природным (материальным) не смешано |
Идеи Платона не годятся в качестве первого бытия, потому что | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||
Удваивают без надобности бытие | Не для всякого бытия есть идея | Непонятно, как неподвижные идеи двигают вещи | Идеи – общее бытие и не могут быть частью единичных вещей | Как сущности вещей идеи не могут существовать вне вещей | Непонятно, почему совершенные идеи не передают свои качества вещам |
Основные начала природы | ||
---|---|---|
Актуальность, сущность, цель, причина, необходимость бытия | ![]() | Потенциальность, субстрат, случайность бытия |
Аристотель (384-322 до н. э.) – ученик и противник Платона. В семнадцатилстнем возрасте поступает в Академию Платона, в которой проучился 20 лет, до самой смерти учителя. В пятьдесят лет основал в Афинах собственную школу – Ликей, некоторое время занимался воспитанием Александра Македонского. Творчество Аристотеля признано вершиной античной философии и науки. Аристотель стал, по выражению Гегеля, "учителем всех философов".
Аристотель предпринял грандиозную попытку синтезировать все предшествующие знания в одной системе философии на основаниях, прямо противоположных платоновским. Главным результатом синтеза стала "первая философия" – учение о бытии как таковом, или, как позже стали ее называть, "метафизика" (буквально: то, что стоит после физики).
Учение о первой философии
Необходимость учения о первом бытии (бытии как таковом)
• Природа имеет два противоположных начала – форму и материю. Форма обозначает актуальность, сущность (цель, причину изменения) вещей; материя – их субстрат, потенциальность, изменчивость и случайность.
• В природном мире нет ничего абсолютно актуального; все содержит материю, потенциальность, а вместе с ней случайность и неопределенность; ведь материи безразлично, какие вещи из нее возникнут.
• Цель первой философии – исследовать бытие, представляющее чистую актуальность, не смешанную ни с какой материей.
• Бытие как абсолютная актуальность божественно, неподвижно, первично и предшествует всякому другому бытию, есть его первая причина и начало.
• Тот, кто знает первое бытие, знает первую причину и начало всего, тот обладает настоящей мудростью, то есть он – мудрец.
Теория идей Платона неудовлетворительна в качестве теории первого бытия.
• Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.
• Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрицательного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного, всего, что нарушает порядок (катастрофа)…
• Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются.
• Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является составной частью единичных вещей.
• Невозможно, "чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?"
• Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не передают эти качества своим копиям – вещам.
Учение о первой философии Пирамида мудрости – путь к познанию первых причин и начал бытия |
---|
![]() |
"Имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины" – Метафизика |
Виды философских наук (мудрости) | ||||
Теоретические науки (основаны на мудрости познания форм вещей) | Практические и творческие (основаны на мудрости творения вещей по заданной форме) | |||
Первая философия (метафизика) | Вторая философия (физика) | Математика (арифметика и геометрия) | Этика, политика | Поэтика, риторика |
Познание первых причин и начал всего; отвечает на вопрос: почему существует то, что существует | Познание причин изменения вещей, неотделимых от самих вещей и их материи | Познание количественных свойств вещей с полным абстрагированием от их движения и материи | Цель изучения – достижение морального и политического совершенства | Цель изучения – написание хорошего произведения и произнесение убедительных речей |
Учение о первой философии (продолжение)
Стремление к знанию как таковому – вот что направляет людей к мудрости. Существует пирамида (лестница) мудрости, начало которой – чувственные восприятия вещей, вершина – знание первых причин и начал вещей, то есть знание бытия как такового.
Пирамида мудрости:
1. Чувственные восприятия (начало мудрости; созерцательное состояние души; знание единичного, случайного).
2. Опыт (умение действовать на основании знания единичного и случайного; деятельное состояние души, но без знания причин).
3. Искусство (знание преходящих причин искусственно изготовляемых вещей).
4. Наука (знание необходимых, вечных причин).
5. Первая наука (первая философия; высшая, "божественная" мудрость; знание первых причин и начал существующего, самое истинное знание, доступное только мудрецам).
Определение первой философии: "Итак, из всего сказанного следует, что имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины".
Первая философия есть:
• самая общая, так как определяет первые причины и начала;
• самая строгая, так как ее посылки самые общие и наиболее удалены от чувственных восприятий;
• начало всех других наук;
• единственно свободная, так как "она одна существует ради самой себя".
Мудрец – человек, который:
• предпочитает мудрость ради нее самой, а не ради получения с ее помощью какого-нибудь блага;
• наставляет, а не получает наставления; не повинуется менее мудрому, а наоборот, менее мудрый повинуется ему.
Как высшая мудрость философия делится на теоретическую (созерцательную) и практически-творческую.
Теоретическая философия делится далее на первую (о первом бытии), вторую (о природе) и математику; практически-творческая – на науки, основанные на преобразовательной деятельности человека.
Дальше → Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)
![]() 1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия ![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Платон: учение о душе и познании
Платон: учение о государстве Аристотель: учение о первой философии (первом бытии) Аристотель: учение о природе (физике, второй философии) Аристотель: учение о душе и познании |