Учение о морали и политике Счастье – высшее благо Необходимые условия счастья 1. Полнота добродетели (счастливому человеку свойственны все душевные добродетели). 2. Полнота жизни (счастливый человек создает все условия, внутренние и внешние, чтобы действовать согласно всем своим добродетелям). 3. Деятельность (счастливый человек счастлив своими поступками). | ||||
---|---|---|---|---|
Круг добродетели, или как возникает и укрепляется добродетель | ||||
Усиливает | ||||
![]() | ||||
Мужественный поступок | Мужество | |||
![]() | ||||
Порождает | ||||
"Ведь воздерживаясь от удовольствий, мы становимся благоразумными, а становясь такими, лучше всего способны от них воздерживаться. Так и с мужеством: приучаясь презирать опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став такими, лучше всего сможем выстоять" – Никомахова этика | ||||
Золотая середина – закон добродетели: вреден как недостаток, так и избыток добродетели
"Прежде всего нужно уяснить себе, что добродетели по своей природе таковы, что недостаток и избыток их губят" – Никомахова этика |
Учение о морали и политике
Предмет этики и политики – благо для человека как цель всех видов его деятельности. Отвечают на вопрос "Ради чего?" Этика исследует формы добродетельной жизни в справедливом государстве, политика – основные принципы справедливого государства.
Высшее благо – счастье. Но что такое счастье? Три образа (способа) жизни доказывают, что не существует единого понимания счастья:
• стремление к удовольствиям (путь Аполлона);
• стремление к славе, почестям (путь политика, воина);
• стремление к мудрости (путь философа).
Путь философа самый лучший образ жизни. Но царь-философ в смысле Платона – недостижимый идеал, ибо человек никогда не свободен от необходимости жить в обществе, иметь жилище и пищу. Один человек не может быть самодостаточным. Только государство – самодостаточная целостность.
Благо различно и не существует единой науки о благе. Каждая наука исследует определенный вид блага. Что же такое счастье как высшее благо? "Итак, счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить – значит жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причем счастье должно заключаться в некоем пользовании, то есть в деятельности…" ("Политика")
Если счастье – высшее благо, как его достигнуть? Как стать счастливым? Необходимые условия счастья:
• полнота добродетели (счастливому человеку свойственны все душевные добродетели);
• полнота жизни (счастливый человек создает все условия, внутренние и внешние, чтобы действовать согласно всем своим добродетелям);
• деятельность, избегающая обеих противоположностей блага, выбранного в качестве цели.
Как достигнуть золотой середины добродетели? – Осознанно держаться подальше от ее противоположностей.
• Если страх вызывает удовольствие, увлекай себя в сторону отваги. Станешь мужественным.
• Если страх вызывает страдание, увлекай себя в сторону отваги. Станешь мужественным.
• Если отвага вызывает удовольствие, увлекай себя в сторону страха. Станешь мужественным.
• Если отвага вызывает страдание, увлекай себя в сторону страха. Станешь мужественным.
Учение о морали и политике Государство (полис) – общение людей, организованное ради блага взаимного самосохранения | ||
---|---|---|
![]() | ||
Правильные и неправильные государства
"Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны… они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей" ("Политика") | ||
Правильное правление | Неправильное правление | |
Власть одного | Монархия | Тирания |
Власть немногих | Аристократия | Олигархия |
Власть большинства | Полития | Демократия |
Полития – государство, состоящее из качественно и количественно преобладающего среднего сословия, – свободных, дружелюбных, не посягающих на чужую собственность, обладающих досугом для справедливого управления государством |
Учение о морали и политике (продолжение)
Государство (полис) – общение людей, организованное ради блага взаимного самосохранения.
• Материальная причина государства – люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами.
• Формальная причина государства – способ общения людей, гарантирующий самодостаточность их существования.
• Действующая причина государства – его верховная власть.
• Целевая причина – счастливая жизнь всех граждан государства.
* "…Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству" ("Политика").
* "Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает" (там же).
Государство не может быть единым целым – иметь общую собственность, жен, детей (как у Платона); ведь то, что составляет единство, всегда различно по качеству.
Общая собственность станет ничьей; общность жен и детей приведет к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится семья.
В каждом государстве три сословия: "очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими"
Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение – богачи, неимущие или средние по достатку? – Ни первые, ни вторые.
Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, – наилучший способ управления государством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.
"Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей" ("Политика").
Дальше → Философия раннего эллинизма. Общая характеристика