стрелкаОглавление
3. Средневековая философия
4. Возрождение стрелка
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский
Возрождение: Джордано Бруно
Никколо Макиавелли
Новое время: общая характеристика

Возрождение: Джордано Бруно

Схема 4.3. Возрождение: Джордано Бруно
Джордано Бруно

Бог
стрелки
МатерияМировой дух (форма)
стрелки
Единое бытие (сама себя творящая субстанция)
стрелка
Все вещи одухотворены, имеют форму
стрелка
Причина совпадения всех противоположностей

Джордано Бруно (1548-1600) – пантеист с атеистическими и материалистическими оттенками. Считал природу единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя.

Основные сочинения – "Изгнание торжествующего зверя", "Пять диалогов о причине, начале и едином".

Пантеизм Бруно

Природа есть "не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя").

У природы два начала – материя и субстанциальная форма (дух, душа). "…Имеется двойная субстанция: одна духовная, другая телесная, но… в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню" ("Пять диалогов о причине, начале и едином").

Материя – единый всеобщий телесный субстрат. "…Имеется… одна- единственная материя под всеми формообразованиями природы… то, что было семенем, становится стеблем, и из того, что было стеблем, возникает колос, а из того, что было колосом, возникает хлеб…" ("Пять диалогов…")

Действующая причина природы – "мировая душа" и ее "всеобщий ум". "Всеобщий ум, это – внутренняя, реальнейшая и специальная способность и потенциальная часть души мира. Это есть то самое, что наполняет все, освещает вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды…" (там же)

"Я утверждаю, что если жизнь находится во всех вещах, то, следовательно, душа является формой всех вещей; во всем она главенствует над материей и господствует в составных вещах, производит состав и конституцию частей" (там же).

Материя и форма суть две стороны единого, неподвижного, бесконечного и вечного бытия. "Итак, вселенная едина, бесконечна, неподвижна… Она не материя, ибо не имеет фигуры и не может ее иметь, бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого, ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть вселенная" (там же).

Единое бытие бесконечно и не имеет выделенных точек, каждая является центром.

Единое бытие само неподвижно, но предполагает множественность и движение от одного модуса к другому, совместимому с ним.

В едином бытии совпадают все противоположности. "…В субстанции и в корне [едином] любовь и ненависть, дружба и вражда одно и то же… В сильнейших ядах – лучшие целительные снадобья. Разве одна возможность не заключается в двух противоположных предметах… Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей" (там же).

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Никколо Макиавелли

стрелкаОглавление
3. Средневековая философия
4. Возрождение стрелка
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский
Возрождение: Джордано Бруно
Никколо Макиавелли
Новое время: общая характеристика