• Оглавление •
3. Средневековая философия 4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия |
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский Возрождение: Джордано Бруно Никколо Макиавелли Новое время: общая характеристика |
Джордано Бруно Бог | ||||
---|---|---|---|---|
Материя | Мировой дух (форма) | |||
Единое бытие (сама себя творящая субстанция) | ||||
Все вещи одухотворены, имеют форму | ||||
Причина совпадения всех противоположностей |
Джордано Бруно (1548-1600) – пантеист с атеистическими и материалистическими оттенками. Считал природу единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя.
Основные сочинения – "Изгнание торжествующего зверя", "Пять диалогов о причине, начале и едином".
Пантеизм Бруно
Природа есть "не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя").
У природы два начала – материя и субстанциальная форма (дух, душа). "…Имеется двойная субстанция: одна духовная, другая телесная, но… в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню" ("Пять диалогов о причине, начале и едином").
Материя – единый всеобщий телесный субстрат. "…Имеется… одна- единственная материя под всеми формообразованиями природы… то, что было семенем, становится стеблем, и из того, что было стеблем, возникает колос, а из того, что было колосом, возникает хлеб…" ("Пять диалогов…")
Действующая причина природы – "мировая душа" и ее "всеобщий ум". "Всеобщий ум, это – внутренняя, реальнейшая и специальная способность и потенциальная часть души мира. Это есть то самое, что наполняет все, освещает вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды…" (там же)
"Я утверждаю, что если жизнь находится во всех вещах, то, следовательно, душа является формой всех вещей; во всем она главенствует над материей и господствует в составных вещах, производит состав и конституцию частей" (там же).
Материя и форма суть две стороны единого, неподвижного, бесконечного и вечного бытия. "Итак, вселенная едина, бесконечна, неподвижна… Она не материя, ибо не имеет фигуры и не может ее иметь, бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого, ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть вселенная" (там же).
Единое бытие бесконечно и не имеет выделенных точек, каждая является центром.
Единое бытие само неподвижно, но предполагает множественность и движение от одного модуса к другому, совместимому с ним.
В едином бытии совпадают все противоположности. "…В субстанции и в корне [едином] любовь и ненависть, дружба и вражда одно и то же… В сильнейших ядах – лучшие целительные снадобья. Разве одна возможность не заключается в двух противоположных предметах… Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей" (там же).
Дальше → Никколо Макиавелли
• Оглавление •
3. Средневековая философия 4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия |
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский Возрождение: Джордано Бруно Никколо Макиавелли Новое время: общая характеристика |