стрелкаОглавление
3. Средневековая философия
4. Возрождение стрелка
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский
Возрождение: Джордано Бруно
Никколо Макиавелли
Новое время: общая характеристика

Возрождение: Николай Кузанский

Схема 4.2. Возрождение: Николай Кузанский
Николай Кузанский
Бог во всем и все в Боге
стрелка
Бог абсолютный максимум и минимум, между которыми располагается вся природа
стрелка
Бог во всем и все в Боге
стрелка
В Боге как абсолютном единстве совпадают все противоположности природы

Николай Кузанский (подлинная фамилия – Кребс, 1401-1464) – немецкий философ, теолог, астроном, кардинал и легат (представитель папы в Германии). Пантеист. Главный вопрос для Николая Кузанского – может ли человеческий разум выразить в рациональной, математической форме тождество Бога и природы. Предвосхитил коперникианский переворот в астрономии.

Основное сочинение – "Об ученом незнании".

"Бог во всем и все в Боге"

О Боге можно иметь только "ученое незнание" – обоснованное понимание непреодолимой сложности его природы. Концепция "ученого незнания" имеет прямую связь с тезисом Сократа "Я знаю, что ничего не знаю".

Познание – сведение неизвестного к известному. Однако точное сведение природы Бога к тому, что известно человеку, настолько сложно, что "все, чего мы желаем познать, есть наше незнание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания".

Бог есть абсолютный максимум, то есть "то, больше чего ничего не может быть".

Как абсолютный максимум, невыразимый ни в одном из человеческих понятий, Бог – ученое незнание, доказанное незнание бесконечного единого бытия.

Бог как абсолютный максимум есть также абсолютный минимум, "поскольку ему ничего не противоположно".

Бог есть бесконечное бытие, в котором совпадают все противоположности: max = min, материя = форма, движение = покой, квадрат = ром$ = треугольник = круг = …

Бесконечное бытие не имеет центра и внешней границы, Земля – не центр мира: "Машина мира имеет… свой центр повсюду, а свою окружность нигде… Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд".

Все конечные вещи располагаются между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом, то есть "Бог во всех вещах, как все они в нем". Данный тезис аналогичен утверждению Анаксагора "все во всем".

Бог есть единое бытие, так как в нем, как в бесконечности, совпадают все противоположности и разрешаются все противоречия.

В реальной природе противоположности не совпадают, а различаются. "Все состоящее из противоположностей располагается по степеням различия, одного имея больше, другого меньше и приобретая природу той из противоположных вещей, которая пересилила другую".

Будучи абсолютным максимумом и минимумом, Бог абсолютно несоизмерим с конечными вещами, хотя и представляет их совершенную меру.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Возрождение: Джордано Бруно

стрелкаОглавление
3. Средневековая философия
4. Возрождение стрелка
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский
Возрождение: Джордано Бруно
Никколо Макиавелли
Новое время: общая характеристика