• Оглавление •
3. Средневековая философия 4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия |
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский Возрождение: Джордано Бруно Никколо Макиавелли Новое время: общая характеристика |
Николай Кузанский Бог во всем и все в Боге | ||
---|---|---|
Бог абсолютный максимум и минимум, между которыми располагается вся природа | ||
В Боге как абсолютном единстве совпадают все противоположности природы |
Николай Кузанский (подлинная фамилия – Кребс, 1401-1464) – немецкий философ, теолог, астроном, кардинал и легат (представитель папы в Германии). Пантеист. Главный вопрос для Николая Кузанского – может ли человеческий разум выразить в рациональной, математической форме тождество Бога и природы. Предвосхитил коперникианский переворот в астрономии.
Основное сочинение – "Об ученом незнании".
"Бог во всем и все в Боге"
О Боге можно иметь только "ученое незнание" – обоснованное понимание непреодолимой сложности его природы. Концепция "ученого незнания" имеет прямую связь с тезисом Сократа "Я знаю, что ничего не знаю".
Познание – сведение неизвестного к известному. Однако точное сведение природы Бога к тому, что известно человеку, настолько сложно, что "все, чего мы желаем познать, есть наше незнание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания".
Бог есть абсолютный максимум, то есть "то, больше чего ничего не может быть".
Как абсолютный максимум, невыразимый ни в одном из человеческих понятий, Бог – ученое незнание, доказанное незнание бесконечного единого бытия.
Бог как абсолютный максимум есть также абсолютный минимум, "поскольку ему ничего не противоположно".
Бог есть бесконечное бытие, в котором совпадают все противоположности: max = min, материя = форма, движение = покой, квадрат = ром$ = треугольник = круг = …
Бесконечное бытие не имеет центра и внешней границы, Земля – не центр мира: "Машина мира имеет… свой центр повсюду, а свою окружность нигде… Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд".
Все конечные вещи располагаются между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом, то есть "Бог во всех вещах, как все они в нем". Данный тезис аналогичен утверждению Анаксагора "все во всем".
Бог есть единое бытие, так как в нем, как в бесконечности, совпадают все противоположности и разрешаются все противоречия.
В реальной природе противоположности не совпадают, а различаются. "Все состоящее из противоположностей располагается по степеням различия, одного имея больше, другого меньше и приобретая природу той из противоположных вещей, которая пересилила другую".
Будучи абсолютным максимумом и минимумом, Бог абсолютно несоизмерим с конечными вещами, хотя и представляет их совершенную меру.
Дальше → Возрождение: Джордано Бруно
• Оглавление •
3. Средневековая философия 4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия |
Возрождение: общая характеристика
Возрождение: Николай Кузанский Возрождение: Джордано Бруно Никколо Макиавелли Новое время: общая характеристика |