стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Готфрид Лейбниц. Теория познания
Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли
Давид Юм

Французский материализм XVIII в. Учение о природе

Схема 5.8.1. Французский материализм XVIII в. Учение о природе
Французский материализм XVIII в.
Учение о природе

Незнание природы – причина всех несчастий человека, ибо кроме природы ничего не существует
стрелка
Природа – совокупность материальных тел, находящихся в непрерывном движении и причинной связи друг с другом

 

Все, что не материально, не движется, не находится в причинной связи со всем остальным, или не воспринимается чувствами, – не природа
стрелка
Стать счастливым – понять свое место в системе природы, познать ее законы, избавиться от предрассудков, ложных мнений, заблуждений и страхов

Французский материализм XVIII в. – направление, образованное рядом французских интеллектуалов (К. Гельвеций, П. А. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри) с целью активной пропаганды атеизма и материализма, идеалов просвещения, критики религии и идеализма. Главой материалистов был Дени Дидро (1713-1784).

Своеобразной библией французского материализма в XVIII в. стало сочинение Поля Анри Гольбаха (1723-1789) "Система природы, или о законах мира физического и мира духовного", представившей в систематической форме взгляды материалистов на природу, человека и религию.

Учение о природе

Заблуждения и несчастья людей – от незнания природы. Для счастья достаточно знать природу и ее законы.

Природа – единство материи и движения, цепь причин и следствий.

Сущность природы – не протяженность, а движение. "Все во вселенной находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать ее части, то увидим, что среди них нет ни одной, которая находилась бы в абсолютном покое" (П. А. Гольбах, "Система природы").

Движение как таковое – изменение местоположения.

Без движения нет ни причин, ни следствий. "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий" (П. А. Гольбах, там же).

То, что не действует на нас, – не существует и непознаваемо. Частные законы движения тела – их особенная телесная природа.

Общие законы движения

Закон самосохранения: "Сохранение есть общая цель, к которой, по-видимому, непрерывно устремлены энергия, сила и способности существ и тел природы. Физики назвали это устремление, или направление, тяготением к себе. Ньютон называет его силой инерции; моралисты именуют его любовью человека к самому себе".

Закон необходимости: "В природе все необходимо и ничто в ней не может действовать иначе, чем действует".

Закон взаимосвязи действия и противодействия, притяжения и отталкивания. "В телах не может быть действия без противодействия. Тело, испытывающее какой-нибудь толчок, притяжение или давление, которым оно сопротивляется, самим этим сопротивлением показывает нам свое противодействие" (П. А. Гольбах, там же).

Природа – причина своего собственного движения.

Материя – все, что способно воздействовать на наши чувства. "Таким образом, по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами" (П. А. Гольбах, там же).

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Фр. материализм XVIII в. Учение о человеке, душе и религии

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Готфрид Лейбниц. Теория познания
Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли
Давид Юм