• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Томас Гоббс
Джон Локк Готфрид Лейбниц. Теория природы Готфрид Лейбниц. Теория познания Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе |
Готфрид Лейбниц. Теория познания Знание | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аналитические истины | Фактические истины | ||||||||
Врожденное знание, активизируемое опытом и чувствами | Приобретаются в опыте посредством чувств | ||||||||
Наша душа – не tabula rasa (чистая доска) |
Классификация простых и сложных идей (определение аналитических истин) | ||||
---|---|---|---|---|
Ясные | Темные (объект не распознается) | |||
Отчетливые | Смутные (не все признаки известны) | |||
Адекватные | Неадекватные (природа не всех признаков ясна) | |||
Аналитические истины (не допускают истинности ничего противоположного, предел достоверности) |
Теория познания (основные элементы спора с Локком)
Лейбниц не согласен с Локком в том, что:
• наш разум – tabula rasa;
• все знание из опыта;
• простые идеи не являются простыми;
• чувства могут доказать необходимость и всеобщность суждения (истины).
Душа – не tabula rasa, она не имеет ни окон, ни дверей, через которые в нее может что-либо входить или выходить. В ней есть собственное содержание, независимое от чувств.
"Мне укажут на принятую среди философов аксиому, что нет ничего в душе, чего не было бы раньше в чувствах. Однако отсюда нужно исключить самое душу и ее свойства. Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, excipe: nisi ipse intellectus (Нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума)" ("Новые опыты о человеческом разумении").
Необходимые истины врожденны нам, но нам они не известны, ибо присутствуют в нас потенциально "подобно тому как фигура, намеченная прожилками мрамора, заключается в мраморе до того, как ее открывают при обработке его". Они становятся известны нам благодаря опыту или доказательству.
Мы можем иметь врожденное знание и не осознавать его, потому что наша душа способна мыслить одновременно о множестве вещей, обращая внимание только на "выдающиеся мысли". В противном случае нам следовало бы иметь в виду бесконечное число мыслей, что невозможно.
Простые идеи на самом деле не просты. Идея зеленого цвета = идея синего + идея желтого. Разум активен как при восприятии внешних объектов, то есть получении простых идей (ему приходится рефлексировать над полученными идеями), так и при образовании сложных идей.
Чувства могут "подсказывать, оправдывать и подтверждать" необходимые истины, но они не могут доказать их "безупречную постоянную достоверность".
Сфера наших знаний прямо пропорциональна степени отчетливости (возможности судить о совместимости или несовместимости) наших идей.
Ясные, отчетливые и адекватные идеи, а не чувства – источник достоверности познания.
"Наша достоверность была бы ничтожной, или, вернее, ее не было бы совсем, если бы для простых идей не существовало другой основы, кроме той, которую дают чувства… Идеи находятся изначально в нашем духе и… даже наши мысли приходят к нам из нашего собственного существа без какого бы то ни было непосредственного влияния других вещей на душу. Кроме того, по отношению к всеобщим и вечным истинам основа нашей достоверности заключена в самих идеях независимо от чувств… А основа истинности случайных и единичных вещей заключается в том, что чувственные явления оказываются связанными между собой в точности так, как этого требуют истины разума" ("Новые опыты о человеческом разумении").
Дальше → Французский материализм XVIII в. Учение о природе
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Томас Гоббс
Джон Локк Готфрид Лейбниц. Теория природы Готфрид Лейбниц. Теория познания Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе |