стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Готфрид Лейбниц. Теория познания
Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли
Давид Юм

Французский материализм XVIII в. Учение о человеке, душе и религии

Схема 5.8.2. Французский материализм XVIII в. Учение о человеке, душе и религии
Французский материализм XVIII в.
Учение о человеке, душе и религии

Человек – исключительно материальное существо, полностью принадлежащее природе и зависящее от нее
стрелка
Душа не может быть нематериальным образованием, так как влечет противоречие: она лишается возможности взаимодействовать с материальными объектами, и прежде всего с телом
стрелка
Душа – такое же материальное образование, как и тело. Представляет способность тела чувствовать и размышлять по поводу полученных ощущений
стрелка
Врожденного знания не существует. Всякое знание из опыта. Расширение знаний требует расширения опыта, то есть просвещения
стрелка
Бог – фантом, выдуманный невежественными людьми из-за страха перед природой по аналогии с самими собой

Учение о человеке, душе и религии

Человек – сугубо природное существо. "Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы… Человек есть чисто физическое существо; духовный человек – это то же самое физическое существо" (П. А. Гольбах, "Система природы").

Душа – противоречивое понятие: предполагают, что душа движет, но сама она не протяженна; что невозможно, так как двигать и двигаться могут только материальные тела. Душа – "лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для облачения той части нашего организма, которая мыслит" (Ж. Ламетри, "Человек-машина").

Никакой особой духовной субстанции, отличной от тела, не существует. "Чем больше мы станем размышлять, тем больше будем убеждаться в том, что душа не только не отлична от тела, но есть само это тело, рассматриваемое по отношению к некоторым из его функций или к некоторым способам бытия и действия, на которые оно способно, пока живет. Таким образом, душа есть человек, рассматриваемый по отношению к его способности чувствовать, мыслить и действовать определенным образом, вытекающим из его собственной природы, то есть из его свойств, его специфической организации…" (П. А. Гольбах, "Система природы")

Врожденных идей не существует, все идеи из опыта. "Мы принимаем за врожденные те идеи, происхождение которых забыто нами". "Идеи могут являться к нам лишь от внешних предметов, которые, действуя на наши чувства, модифицируют наш мозг, или же от материальных объектов, которые, находясь внутри нашего организма, заставляют некоторые части нашего тела испытывать сознаваемые нами ощущения и доставляют нам идеи, правильно или неправильно относимые нами к воздействующей на нас причине" (Я. А. Гольбах, там же).

Причина религии – в невежестве и страхах людей, вынуждающих их мыслить о неизвестных для них причинах по аналогии с самими собой. "Человек по аналогии с самим собой приписывает всякой воздействующей на него неизвестной причине волю, ум, намерения, планы, страсти – одним словом, качества, подобные его собственным" (П. А. Гольбах, там же).

Бог – сверхъестественное существо, созданное человеком по своему подобию. "Словом "Бог" люди всегда обозначают наиболее скрытую, далекую и неизвестную причину наблюдаемых ими явлений; они употребляют это слово лишь в тех случаях, когда перестают разбираться в механизме естественных и известных им причин; утратив из виду последовательность и связь этих причин, они прекращают свои поиски" (П. А. Гольбах, там же).

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Джордж Беркли

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Готфрид Лейбниц. Теория познания
Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли
Давид Юм