• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли Давид Юм Вольтер Вольтер Жан-Жак Руссо |
Вольтер Творение природы Богом из материи | ||
---|---|---|
Самостоятельное развитие природы по своим собственным законам объясняет, почему Бог не отвечает за зло и страдания; нет никакой предустановленной гармонии | ||
Философия исследует только то, что может быть проверено на опыте. Вера в Бога необходима для исследования самых первых причин бытия | ||
Следует отделять истинную религию, основанную на любви к Богу и ближнему, от ложной (фанатичной), допускающей убийство во имя Бога | ||
У истинной религии два врага – атеизм и фанатизм, из которых первый представляет меньшее зло | ||
Лучшая форма правления – просвещенная монархия, власть избранного меньшинства, так как социальное неравенство неустранимо и большинство должно подчиняться меньшинству |
Вольтер (подлинное имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) – французский философ-просветитель, романист, историк, драматург и поэт. Прославился критикой феодальных институтов, нравов и традиций, церковных и гражданских. Автор многочисленных литературных произведений. Деист, последователь Локка, но идейный противник материалиста Гольбаха.
Ниже цитируются выдержки из "Философских сочинений" Вольтера.
Деизм Вольтера и его следствия
Вольтер – деист, то есть мыслитель, верящий в то, что Бог по необходимости запустил "машину природы", сотворив ее из материи, но затем устранился от участия в ее существовании.
Бог не отвечает за зло и страдания человека, так как после своего творения природа развивается но собственным законам. Предустановленной гармонии в смысле Лейбница не существует. Уменьшить или исключить страдание может только созидательная работа.
Философия и религия имеют разные предметы. Религия занимается первыми причинами бытия, философия – тем, что может быть проверено в опыте.
Врожденного знания не существует, как не существует дерева, выходящего из-под земли вместе с листьями и плодами.
Душа есть способность чувствовать, припоминать, сочетать идеи; смертна и не представляет самостоятельной субстанции.
Следует различать официальную и истинную религии. Первая допускает убийства и преступления во имя Бога. Вторая основана на любви к Богу и своему ближнему.
Распространению истинной религии мешают два порока – атеизм и религиозный фанатизм. "Атеизм и фанатизм – два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм в своем заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражен безумием, эти зубы оттачивающим".
Поведением человека управляет любовь к себе, уравновешиваемая необходимостью свободного исполнения законов общества. Соответствие благу общества – критерий нравственности поведения.
Для поддержания общественного порядка необходима вера в Бога и инициатива граждан по созданию системы эффективного управления. "Древняя максима гласила, что следует повиноваться не людям, но Богу; теперь принято противоположное представление, а именно, что повиноваться Богу означает следовать законам страны. Другое дело, что законы могут быть несовершенны или правитель может оказаться плохим, но за плохое правление люди должны ругать лишь себя и негодные законы, учрежденные ими, либо недостаток у себя смелости, мешающий им заставить других выполнять законы хорошие".
Лучшая форма правления – просвещенная монархия, власть избранных, ибо социальное неравенство неустранимо.
Дальше → Жан-Жак Руссо
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли Давид Юм Вольтер Вольтер Жан-Жак Руссо |