стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли
Давид Юм
Вольтер Вольтер
Жан-Жак Руссо

Вольтер Вольтер

Схема 5.11. Вольтер Вольтер
стрелкаВольтер
Творение природы Богом из материи
стрелка
Самостоятельное развитие природы по своим собственным законам объясняет, почему Бог не отвечает за зло и страдания; нет никакой предустановленной гармонии
стрелка
Философия исследует только то, что может быть проверено на опыте. Вера в Бога необходима для исследования самых первых причин бытия
стрелка
Следует отделять истинную религию, основанную на любви к Богу и ближнему, от ложной (фанатичной), допускающей убийство во имя Бога
стрелка
У истинной религии два врага – атеизм и фанатизм, из которых первый представляет меньшее зло
стрелка
Лучшая форма правления – просвещенная монархия, власть избранного меньшинства, так как социальное неравенство неустранимо и большинство должно подчиняться меньшинству

Вольтер (подлинное имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) – французский философ-просветитель, романист, историк, драматург и поэт. Прославился критикой феодальных институтов, нравов и традиций, церковных и гражданских. Автор многочисленных литературных произведений. Деист, последователь Локка, но идейный противник материалиста Гольбаха.

Ниже цитируются выдержки из "Философских сочинений" Вольтера.

Деизм Вольтера и его следствия

Вольтер – деист, то есть мыслитель, верящий в то, что Бог по необходимости запустил "машину природы", сотворив ее из материи, но затем устранился от участия в ее существовании.

Бог не отвечает за зло и страдания человека, так как после своего творения природа развивается но собственным законам. Предустановленной гармонии в смысле Лейбница не существует. Уменьшить или исключить страдание может только созидательная работа.

Философия и религия имеют разные предметы. Религия занимается первыми причинами бытия, философия – тем, что может быть проверено в опыте.

Врожденного знания не существует, как не существует дерева, выходящего из-под земли вместе с листьями и плодами.

Душа есть способность чувствовать, припоминать, сочетать идеи; смертна и не представляет самостоятельной субстанции.

Следует различать официальную и истинную религии. Первая допускает убийства и преступления во имя Бога. Вторая основана на любви к Богу и своему ближнему.

Распространению истинной религии мешают два порока – атеизм и религиозный фанатизм. "Атеизм и фанатизм – два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм в своем заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражен безумием, эти зубы оттачивающим".

Поведением человека управляет любовь к себе, уравновешиваемая необходимостью свободного исполнения законов общества. Соответствие благу общества – критерий нравственности поведения.

Для поддержания общественного порядка необходима вера в Бога и инициатива граждан по созданию системы эффективного управления. "Древняя максима гласила, что следует повиноваться не людям, но Богу; теперь принято противоположное представление, а именно, что повиноваться Богу означает следовать законам страны. Другое дело, что законы могут быть несовершенны или правитель может оказаться плохим, но за плохое правление люди должны ругать лишь себя и негодные законы, учрежденные ими, либо недостаток у себя смелости, мешающий им заставить других выполнять законы хорошие".

Лучшая форма правления – просвещенная монархия, власть избранных, ибо социальное неравенство неустранимо.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Жан-Жак Руссо

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли
Давид Юм
Вольтер Вольтер
Жан-Жак Руссо