• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли Давид Юм Вольтер Вольтер Жан-Жак Руссо |
Жан-Жак Руссо Исторический прогресс нарушил баланс между природой и человеком, породив ложь, отчуждение, социальное неравенство |
---|
Нужны социальные реформы общества, блокирующие зло и благоприятствующие добру. Зло зародилось вместе с обществом, посредством внутренних реформ общество обязано его искоренить |
Власть над людьми не может быть основана на превосходстве в физической силе. Всякая власть имеет своим моральным и юридическим основанием только общую волю, верную общему благу |
Общая воля – согласие каждого об отчуждении своих прав в пользу всего сообщества |
Исключение естественных связей и возникновение морально и юридически обоснованных отношений между людьми |
Каждый может ровно столько, сколько могут все остальны |
Частный интерес полностью исчезает, растворяясь в общем благе и общей воле. Общество – субъект истории, а не отдельный индивид |
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский просветитель, прославился тем, что назвал цивилизацию главной причиной возникновения социального неравенства. Критиковал Вольтера за отрицание роли Провидения и веру в могущество разума. Внес существенный вклад в теорию общественного договора.
Основное сочинение – "Об общественном договоре, или принципы политического права" (далее – "Договор").
Теория договора
Общество породило социальное неравенство. Оно же посредством внутренних реформ может его устранить.
Суть реформ – в установлении нового вида власти. Естественное неравенство не дает ни морального, ни юридического права на власть над людьми. Такая власть может быть основана только на общественном соглашении.
Задача теории общественного договора: "Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе, и остается столь же свободным, как и прежде" ("Договор").
Суть нового общественного договора – в исключении частного интереса: "Каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого" (там же).
Следствия заключения общественного договора
• Каждый человек полностью отказывается от суверенных прав в пользу общего блага общей воли.
• Каждый отчуждает свои права без ущемления общей свободы. Поэтому степень объединения максимальна.
• Каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности. Поэтому всякий человек приобретает эквивалент того, что теряет, и взамен получает гарантии сохранения того, что имеет.
• Каждый человек вместо естественной свободы приобретает гражданскую свободу и право собственности.
Чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно включает в себя обязательство принуждать силой всякого, кто попытается отказаться подчиниться общей воле.
При прочих равных условиях из монархии, аристократии и демократии то правление лучшее, при котором "без сторонних средств, без предоставления права гражданства, без колоний граждане плодятся и множатся… Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее" (там же).
Общая воля, выражаемая общественным соглашением, не может быть представительной: закон, не утвержденный всем народом, не закон.
Дальше → Классическая немецкая философия. Общая характеристика
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Фр. материализм XVIII в. Уч. о человеке…
Джордж Беркли Давид Юм Вольтер Вольтер Жан-Жак Руссо |