• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии И. Кант. «Критика чистого разума» И. Кант. «Критика практического разума» И. Кант. «Критика способности суждения» |
Иммануил Кант. Переворот в философии Докритический период |
---|
Цель:
1. Исследование естественно-научных проблем 2. Исследование познавательных и методологических возможностей метафизики (философии) |
Главные открытия:
1. Гипотеза возникновения Вселенной из пылевого облака. 2. Гипотеза приливов и отливов. 3. Ограниченность классической метафизики, необходимость развития нового метода философствования. |
Кантовский переворот в философии |
Традиционная точка зрения, что знания должны соответствовать предметам, упускает из виду возможность существования идеальных объектов, которых нет в природе, но без которых невозможно ее познание.
Целесообразно поэтому исследовать обратную точку зрения: если разум создает объекты, которых нет в природе, без которых невозможно ее познание, значит, не вещи, а разум диктует природе условия всеобщности и необходимости. Разум диктует свои условия вещам посредством определенных априорных (врожденных, доопытных) форм (структур) познания, поведения и оценки. |
Критический период | ||
---|---|---|
"Критика чистого разума" | "Критика практического разума" | "Критика способности суждения" |
Исследование априорных форм чувственности, рассудка и разума. Отвечает на вопрос "Что я могу знать?" | Исследование априорных форм нравственного поведения. Отвечает на вопрос "Что я должен делать?" | Исследование априорных форм эстетической и целеполагающей способности суждения. Отвечает на вопрос "Почему природа прекрасна и целесообразна?" |
Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии, создатель нового метода философствования – "критицизма". Творчество Канта принято делить на два этапа – докритический (1746-1760) и критический, начинающийся с 1770 г.
В докритический период Кант исследовал естественнонаучные проблемы. В трактате "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755) выдвинул гипотезу возникновения Вселенной из пылевого облака, которая позже была названа гипотезой Канта-Лапласа.
В критический период Кант разрабатывал новый вид философствования (критический), противоположный как сенсуализму, так и рационализму.
Вся докантовская философия основана на понятии необходимой связи причины и следствия:
• Но откуда берется идея такой связи? Рационалисты считают – из ума, эмпирики – из опыта.
• Однако Юм доказал, что в уме существуют лишь ассоциации идей, а в опыте – только последовательности событий без какой бы то ни было необходимой связи. Значит, развитие философии как рационализма или как эмпиризма невозможно.
• Нужна критическая философия, дающая ясный ответ на вопрос "Что я могу знать?"
Чтобы ответить на этот и ряд связанных с ним вопросов, Кант был вынужден, ио его словам, совершить "коперникианский переворот" в философии: он отказался от принятого мнения, что наши знания истинны, только если они соответствуют вещам, и принял противоположное допущение, что наши знания истинны, только если вещи соответствуют нашему знанию. Мы познаем только то, что сами предопределяем в качестве возможного знания.
До Канта считали, что все суждения делятся исчерпывающим образом на аналитические (необходимо истинные, но не дающие нового знания) и синтетические (дающие новое знание, но не необходимо истинные). В эту классификацию не попадают утверждения математики, природы и философии, которые расширяют наше знание и в то же время необходимо истинны. Например, идеальная паровая машина, изобретенная инженером Сади Карно для расчета максимального КПД тепловых двигателей, – создание исключительно человеческого ума.
Кант выдвинул предположение, что истинность априорных и синтетических суждений зависит только от разума и что именно они формируют и направляют наше знание, поведение и способность суждения. С целью доказательства данного предположения Кант написал три "Критики":
• "Критика чистого разума" (1781).
• "Критика практического разума" (1788).
• "Критика способности суждения" (1790).
"Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу, гак как в противном случае наблюдения, произведенные случайно, без заранее составленного плана, не будут связаны необходимым законом, между тем как разум ищет такой закон и нуждается в нем" ("Критика чистого разума").
Дальше → И. Кант. «Критика чистого разума»
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии И. Кант. «Критика чистого разума» И. Кант. «Критика практического разума» И. Кант. «Критика способности суждения» |