стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»

Классическая немецкая философия. Иммануил Кант. Переворот в философии

Иммануил Кант. Переворот в философии
Докритический период
Цель:
1. Исследование естественно-научных проблем
2. Исследование познавательных и методологических возможностей метафизики (философии)
Главные открытия:
1. Гипотеза возникновения Вселенной из пылевого облака.
2. Гипотеза приливов и отливов.
3. Ограниченность классической метафизики, необходимость развития нового метода философствования.
стрелка
Кантовский переворот в философии
Традиционная точка зрения, что знания должны соответствовать предметам, упускает из виду возможность существования идеальных объектов, которых нет в природе, но без которых невозможно ее познание.

Целесообразно поэтому исследовать обратную точку зрения: если разум создает объекты, которых нет в природе, без которых невозможно ее познание, значит, не вещи, а разум диктует природе условия всеобщности и необходимости.

Разум диктует свои условия вещам посредством определенных априорных (врожденных, доопытных) форм (структур) познания, поведения и оценки.
стрелка
Схема 6.2.1. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант. Переворот в философии
Критический период
"Критика чистого разума""Критика практического разума""Критика способности суждения"
Исследование априорных форм чувственности, рассудка и разума. Отвечает на вопрос "Что я могу знать?"Исследование априорных форм нравственного поведения. Отвечает на вопрос "Что я должен делать?"Исследование априорных форм эстетической и целеполагающей способности суждения. Отвечает на вопрос "Почему природа прекрасна и целесообразна?"

Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии, создатель нового метода философствования – "критицизма". Творчество Канта принято делить на два этапа – докритический (1746-1760) и критический, начинающийся с 1770 г.

В докритический период Кант исследовал естественнонаучные проблемы. В трактате "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755) выдвинул гипотезу возникновения Вселенной из пылевого облака, которая позже была названа гипотезой Канта-Лапласа.

В критический период Кант разрабатывал новый вид философствования (критический), противоположный как сенсуализму, так и рационализму.

Вся докантовская философия основана на понятии необходимой связи причины и следствия:

• Но откуда берется идея такой связи? Рационалисты считают – из ума, эмпирики – из опыта.

• Однако Юм доказал, что в уме существуют лишь ассоциации идей, а в опыте – только последовательности событий без какой бы то ни было необходимой связи. Значит, развитие философии как рационализма или как эмпиризма невозможно.

• Нужна критическая философия, дающая ясный ответ на вопрос "Что я могу знать?"

Чтобы ответить на этот и ряд связанных с ним вопросов, Кант был вынужден, ио его словам, совершить "коперникианский переворот" в философии: он отказался от принятого мнения, что наши знания истинны, только если они соответствуют вещам, и принял противоположное допущение, что наши знания истинны, только если вещи соответствуют нашему знанию. Мы познаем только то, что сами предопределяем в качестве возможного знания.

До Канта считали, что все суждения делятся исчерпывающим образом на аналитические (необходимо истинные, но не дающие нового знания) и синтетические (дающие новое знание, но не необходимо истинные). В эту классификацию не попадают утверждения математики, природы и философии, которые расширяют наше знание и в то же время необходимо истинны. Например, идеальная паровая машина, изобретенная инженером Сади Карно для расчета максимального КПД тепловых двигателей, – создание исключительно человеческого ума.

Кант выдвинул предположение, что истинность априорных и синтетических суждений зависит только от разума и что именно они формируют и направляют наше знание, поведение и способность суждения. С целью доказательства данного предположения Кант написал три "Критики":

• "Критика чистого разума" (1781).

• "Критика практического разума" (1788).

• "Критика способности суждения" (1790).

"Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу, гак как в противном случае наблюдения, произведенные случайно, без заранее составленного плана, не будут связаны необходимым законом, между тем как разум ищет такой закон и нуждается в нем" ("Критика чистого разума").

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → И. Кант. «Критика чистого разума»

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»