стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»

Иммануил Кант. «Критика практического разума»

Схема 6.2.3. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант. «Критика практического разума»
Иммануил Кант. "Критика практического разума"

Поведение людей определяется их волей. Но чем определяется сама воля? – Возможные ответы:
1. Религиозным страхом наказания за плохое поведение и надеждой на награду за хорошее.
2. Стремлением к удовольствию, основанным на любви к самому себе.
3. Ожидаемой полезностью (выгодой).
4. Моральным законом.

стрелка
Только моральный закон определяет волю как свободное основание действия, не смешанное ни с какими привходящими условиями. Все остальные мотивы субъективны и не могут претендовать на статус всеобщего морального правила
стрелка
Не Бог, не человек, не внешние обстоятельства, а чистый разум определяет априорную форму морального закона
стрелка
Категорический императив
(априорная форма всеобщего морального закона)
"Поступай так, чтобы максима [субъективное правило] твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства"
стрелка
Делает людей свободными, дает веру в бессмертие души и существование Бога

«Критика практического разума»

Практический разум – чистый разум, определяющий априорные законы свободной воли и тем самым морального поведения человека. "А эти проблемы [чистого разума] в свою очередь имеют более отдаленную цель, именно определение того, что должно делать, если воля свободна, если существует Бог и если есть загробный мир".

Вера в Бога не является Теоретическим фундаментом свободы, так как не соответствует определению свободы как самоопределяющейся воли.

Большинство людей и философов верят, что стремление к счастью – главный принцип свободы. Но это неверно. Жить в соответствии с принципом счастья – идти на поводу своих желаний и, значит, быть природным и несвободным существом. "А сознание приятности жизни у разумного существа, постоянно сопутствующее ему на протяжении всего его существования, есть счастье, а принцип сделать счастье высшим, определяющим основанием произвольного выбора есть принцип себялюбия".

Воля свободна только тогда, когда определяется чисто формально – на основании одного лишь априорного принципа чистого разума. "Так как чистая форма закона может быть представлена только разумом… то представление о ней как определяющем основании воли отличается от всех определяющих оснований событий в природе по закону причинности, так как в этом случае определяющие основания сами должны быть явлениями. Но если никакое другое определяющее основание воли не может служить для нее законом, кроме всеобщей законодательной формы, то такую волю надо мыслить совершенно независимой от естественного закона явлений в их взаимоотношении, а именно от закона причинности. Такая независимость называется свободой в самом строгом, то есть трансцендентальном, смысле. Следовательно, воля, законом для которой может служить одна лишь чистая законодательная форма максимы, есть свободная воля".

Категорический императив (повеление) – априорный моральный закон разума, определяющий свободную волю:

"Поступай так, чтобы максима [правило] твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства".

Следствие категорического императива – "человек… есть цель сама по себе, то есть никогда никем (даже Богом) не может быть использован как средство".

В качестве всеобщего закона категорический императив гарантирует:

Свободу, ибо воля свободна от мира явлений и природной причинности и мы сами в состоянии свободно подчиняться долгу.

Бессмертие души, ибо высшее благо в мире явлений достигается "только в прогрессе, идущем в бесконечность", что требует допущения бесконечно продолжающегося существования разумного существа".

Веру в существование Бога, ибо мы верим, что хотя бы в бесконечном прогрессе добродетельная жизнь гарантирует достижение счастья, и поэтому должна существовать высшая причина соответствия между счастьем и нравственностью – Бог.

Не религия обосновывает мораль, ,а, наоборот, мораль – веру в Бога.

Ответ на главный вопрос "Критики практического разума" – "Что я должен делать?":

Я должен выполнять категорический императив. Только это делает меня свободным, позволяет верить в Бога и бессмертие души.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → И. Кант. «Критика способности суждения»

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»