стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»

Иммануил Кант. «Критика чистого разума»

Иммануил Кант. "Критика чистого разума"

Следует различать содержание научного знания, зависимое от опыта, и форму знания, зависящую от разума, врожденную, предшествующую всякому опыту. Форма сообщает знанию всеобщность и необходимость, а опыт наполняет его конкретным содержанием.

Научное знание " содержание + форма

Формы знания различаются в зависимости от познавательной способности человека – чувственности, рассудка или разума.

стрелка

Существует различие между вещами, существующими сами по себе (вещи в себе), и вещами, какими они нам являются в нашем восприятии (вещи для нас, явления).

Только вещи для нас, или явления, могут быть предметом научного знания. Вещи в себе научному познанию недоступны (так как в них отсутствует опытное содержание).

Существуют три объекта классической (докантовской) философии, представляющие вещи в себе и требующие изгнания из чистого разума в качестве его целей, – душа человека, мир (Вселенная) и Бог. Они – иллюзии и заблуждения разума, возомнившего себя независимым от опыта.

стрелка
Схема 6.2.2. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант. «Критика чистого разума»
Познавательные способности человека, их априорные формы, функции и обосновываемые науки
НазваниеАприорные формыФункцииОбосновываемая наука
Чувственность (эстетическая способность)Пространство и времяУпорядочение ощущений в пространстве и во времениМатематика (арифметика, геометрия)
Рассудок (аналитическая способность)КатегорииКатегориальный синтез явлений в научное знаниеЕстественные науки
Разум (диалектическая способность)ИдеиПопытки мыслить вещи в себе (душу, мир или Бога) без опоры на явленияФилософия

 

«Критика чистого разума»

Если сенсуалисты правы и все знание из опыта, утверждения математики, естествознания и философии лишаются необходимой достоверности и всеобщности.

Если рационалисты правы и все знание из разума, утверждения математики, естествознания и философии превращаются в тавтологии – аналитические истинные суждения, ничего не говорящие о реальном мире.

Но ни сенсуалисты, ни рационалисты не правы: математика и естествознание дают достоверное, всеобщее и синтетическое (основанное на опыте) знание о реальном мире. Как это возможно?

Сенсуалисты и рационалисты не обратили внимание на то, что:

• всякое знание имеет опытное содержание и врожденную (априорную) форму, которая ему предшествует и его упорядочивает;

• содержание знания изменчиво, зависит от опыта, форма знания всегда постоянна, зависит только от человека;

• каждая из познавательных способностей (чувственность, рассудок и разум) имеет свои априорные формы;

• форма знания определяет всеобщность и необходимость его содержания, но не наоборот.

Таким образом, сенсуалисты и рационалисты в своей дихотомии проглядели возможность существования знания, как синтетического, так и априорного. Именно такие суждения характерны для математики, естествознания и новой философии.

Значит, следующие три вопроса – наиважнейшие для исследования:

• Как возможна математика?

• Как возможно естествознание?

• Как возможна философия как наука?

Ответ на вопрос "Как возможна математика?" дает, считает Кант, анализ чувственности. "Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания… Ни один предмет не может быть нам дан иным способом".

Формы чувственности – пространство и время – врожденные, или априорные, структуры, упорядочивающие в пространстве и времени ощущения объекта и создающие явления созерцаемого объекта. Пространство – априорная форма внешнего чувственного созерцания. Время – априорная форма внутреннего чувственного созерцания. "Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения… Только явления суть сфера приложения понятий пространства и времени, а за их пределами невозможно объективное применение указанных понятий".

Пространство обосновывает всеобщность и необходимость всех геометрических суждений, время – всеобщность и необходимость всех арифметических суждений.

Пространство и время – формы чувственного созерцания, но не вещей. Значит, они разрешают иметь дело только с вещами для нас и никогда – с вещами в себе.

Ответ на вопрос "Как возможно естествознание?" дает анализ рассудка. Рассудок как высшая познавательная способность означает способность мыслить в терминах понятий, или категорий. "Рассудок как способность мыслить (представлять себе нечто посредством понятий) называется также высшей познавательной способностью (в отличие от чувственности как низшей)".

Формы рассудка – категории – априорные структуры мышления. Они не знание, а только формы мыслей. Но именно эти формы придают научному познанию всеобщность и необходимость. Категории делятся на четыре группы, по три в каждой (третья – синтез первых двух).

КатегорииПредмет обоснования
Априорные формы рассудка
1. Категории количества
 • единство
 • множество
 • цельность
2. Категории качества
 • реальность
 • отрицание
 • ограничение
3. Категории отношения
 • субстанция
 • причинность
 • взаимодействие
4. Категории модальности
 • возможность
 • существование
 • необходимость
Законы и утверждения естественных наук





Пример:
3.1. Закон сохранения вещества
3.2. Закон инерции
3.3. Закон равенства действия и противодействия

Чувственность и познание – различные способности. Но они обе необходимы для научного познания. "Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании предмет), а свои созерцания постигать рассудком (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть все основания тщательно обособлять и отличать одну от другой".

Категории – формы рассудка, но не вещей. Значит, они разрешают иметь дело только с вещами для нас (явлениями), но не с вещами в себе.

Ответ на вопрос "Как возможна философия как наука?" дает анализ разума. Разум – способность познания, аналогичная рассудку, но, в отличие от него, выходящая за пределы возможного опыта (рассудок никогда не покидает границы возможного опыта). Разум стремится к абсолютному знанию, обосновывающему все конечные и относительные знания, то есть стремится к познанию вещей в себе. Априорной формой разума служит идея – понятие об абсолютном (вещи в себе). "Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет".

Существуют три идеи разума: идея души, идея мира в целом и идея Бога. "Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир) есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), есть предмет теологии".

Претензии разума на абсолютное знание порождают ошибки в его умозаключениях и противоречия с самим собой – он в равной мере способен доказать как некоторое положение о вещи в себе, так и прямо ему противоположное.

ИдеиОшибки и противоречия разума
1. Идея души как абсолютного субъекта всех явлений сознания.
2. Идея мира как абсолютного единства всех материальных явлений.
3. Идея Бога как абсолютного единства всего материального и идеального
1. Доказательство души в качестве абсолютного субъекта всех явлений сознания логически ошибочно, так как такой субъект не может быть предметом созерцания.
2. Доказательство мира как абсолютного единства всех материальных явлений невозможно, так как равнодоказуемы следующие пары противоречащих друг другу утверждений:
2.1.1. Мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени.
2.1.2. Мир не ограничен в пространстве и не имеет начала во времени.
2.2.1. Мир состоит из простых частей.
2.2.2. В мире нет ничего простого.
2.3.1. В мире существует свобода (свободная причинность).
2.3.2. В мире нет никакой свободы.
2.4.1. В мире существует необходимая сущность (как его часть или как его причина).
2.4.2. В мире не существует никакой необходимой сущности.
3. Все доказательства бытия Бога неверны, так как сводятся к онтологическому, которое ложно, потому что фактическое существование Бога выводит из понятия о Боге.

Но существование чего-либо есть вопрос опыта и только опыта. А Бог не может быть объектом опыта Разоблачение претензий разума на абсолютное знание, знание вещей в себе, доказывает необходимость развития философии как науки только о конечных и условных причинах явлений.

Ответ на главный вопрос "Критики чистого разума" – "Что я могу знать?":

Я могу знать только явления вещей, но не вещи сами по себе.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → И. Кант. «Критика практического разума»

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Кл. немецкая философия. Общая схема
И. Кант. Переворот в философии
И. Кант. «Критика чистого разума»
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»