• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения» Иоганн Фихте Фридрих Шеллинг Георг Гегель |
Иммануил Кант. «Критика способности суждения» Природа – чисто механическая машина. Человек находит в ней целесообразность, гармонию и красоту лишь потому, что обладает способностью суждения о природных вещах по аналогии с собственной деятельностью | ||
---|---|---|
Предмет способности суждения – виды целесообразного отношения человека к природе (но не целесообразность природы самой по себе) | ||
Эстетическая (субъективная) целесообразность | Биологическая (объективная) целесообразность | |
Целесообразность, рассматриваемая без цели | Внешняя и внутренняя целесообразность организмовь |
«Критика способности суждения»
В природе действуют одни лишь механические причины и слепая необходимость. В то же время природа кажется человеку разумной, возвышенной, целесообразной и гармоничной. Но природа не обладает всеми этими свойствами. Значит, их причина – разум человека, его априорная способность соотносить природные вещи с чувственностью, рассудком и разумом. Такая способность необходима для отыскания общих законов на основании их частных случаев как при познании природы, так и при определении целей морального поведения. Называется она способностью суждения.
Предметом способности суждения выступает формальная целесообразность. "Эта сама по себе… случайная закономерность, которую предполагает в природе способность суждения… есть формальная целесообразность природы, которую мы безусловно допускаем в ней.
Этим не утверждается ни теоретическое познание природы, ни практический принцип свободы, тем не менее, однако, дается принцип для рассмотрения и исследования природы, чтобы искать общие законы для того или иного частного опыта, принцип, в соответствии с которым мы должны осуществить этот опыт, чтобы выявить то систематическое соединение, которое необходимо для связного опыта и a priori предполагать которое мы имеем полное основание".
Как таковая природа действует без всякой цели, чисто механически. Лишь человек в своей деятельности вынужден ставить цели и пытаться их достигнуть. По аналогии со своей деятельностью он считает целесообразной и деятельность природы. Но природа целесообразна не сама по себе, а лишь в отношении к человеку. "Если человек на основании свободы своей каузальности считает природные вещи пригодными для своих, часто глупых, целей (пестрые перья птиц для украшения своего платья, красящие вещества или соки растений для румян), а иногда и разумных – лошадь для езды, вол, а на Минорке [меньший из Балеарских островов] – осел и свинья для плуга, – то здесь нельзя допускать даже и относительной цели природы (для такого пользования)".
Допущение целесообразности не выводимо из наблюдения за природой: "Цель полагают вовсе не в объекте, а исключительно в субъекте, и причем лишь в его способности рефлектировать [искать понятие, обобщающее предмет представления]".
Суждения целесообразности делятся на два класса:
• суждения эстетической целесообразности (предмет суждения вызывает чувство удовольствия, но без определенной цели). Красота – "форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели"; чувство удовольствия, свободное от всякого интереса;
• суждения биологической целесообразности (вещи рассматриваются как цель и средство друг для друга). "Органический продукт природы – это такой, в котором всё есть цель и в то же время средство".
Способность суждения объединяет способность разума к познанию природы и управления поведением человека: допущение целесообразности мира явлений необходимо и в познании и в поведении.
Ответ на главный вопрос "Критики способности суждения" – "Почему природа целесообразна?":
Потому что для лучшего объяснения порядка природы человек навязывает целесообразность природе.
Дальше → Иоганн Фихте
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения» Иоганн Фихте Фридрих Шеллинг Георг Гегель |