стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель

Иммануил Кант. «Критика способности суждения»

Схема 6.2.4. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант. «Критика способности суждения»
Иммануил Кант. «Критика способности суждения»
Природа – чисто механическая машина. Человек находит в ней целесообразность, гармонию и красоту лишь потому, что обладает способностью суждения о природных вещах по аналогии с собственной деятельностью
стрелка
Предмет способности суждения – виды целесообразного отношения человека к природе (но не целесообразность природы самой по себе)
стрелкастрелка
Эстетическая (субъективная) целесообразностьБиологическая (объективная) целесообразность
стрелкастрелка
Целесообразность, рассматриваемая без целиВнешняя и внутренняя целесообразность организмовь

«Критика способности суждения»

В природе действуют одни лишь механические причины и слепая необходимость. В то же время природа кажется человеку разумной, возвышенной, целесообразной и гармоничной. Но природа не обладает всеми этими свойствами. Значит, их причина – разум человека, его априорная способность соотносить природные вещи с чувственностью, рассудком и разумом. Такая способность необходима для отыскания общих законов на основании их частных случаев как при познании природы, так и при определении целей морального поведения. Называется она способностью суждения.

Предметом способности суждения выступает формальная целесообразность. "Эта сама по себе… случайная закономерность, которую предполагает в природе способность суждения… есть формальная целесообразность природы, которую мы безусловно допускаем в ней.

Этим не утверждается ни теоретическое познание природы, ни практический принцип свободы, тем не менее, однако, дается принцип для рассмотрения и исследования природы, чтобы искать общие законы для того или иного частного опыта, принцип, в соответствии с которым мы должны осуществить этот опыт, чтобы выявить то систематическое соединение, которое необходимо для связного опыта и a priori предполагать которое мы имеем полное основание".

Как таковая природа действует без всякой цели, чисто механически. Лишь человек в своей деятельности вынужден ставить цели и пытаться их достигнуть. По аналогии со своей деятельностью он считает целесообразной и деятельность природы. Но природа целесообразна не сама по себе, а лишь в отношении к человеку. "Если человек на основании свободы своей каузальности считает природные вещи пригодными для своих, часто глупых, целей (пестрые перья птиц для украшения своего платья, красящие вещества или соки растений для румян), а иногда и разумных – лошадь для езды, вол, а на Минорке [меньший из Балеарских островов] – осел и свинья для плуга, – то здесь нельзя допускать даже и относительной цели природы (для такого пользования)".

Допущение целесообразности не выводимо из наблюдения за природой: "Цель полагают вовсе не в объекте, а исключительно в субъекте, и причем лишь в его способности рефлектировать [искать понятие, обобщающее предмет представления]".

Суждения целесообразности делятся на два класса:

• суждения эстетической целесообразности (предмет суждения вызывает чувство удовольствия, но без определенной цели). Красота – "форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели"; чувство удовольствия, свободное от всякого интереса;

• суждения биологической целесообразности (вещи рассматриваются как цель и средство друг для друга). "Органический продукт природы – это такой, в котором всё есть цель и в то же время средство".

Способность суждения объединяет способность разума к познанию природы и управления поведением человека: допущение целесообразности мира явлений необходимо и в познании и в поведении.

Ответ на главный вопрос "Критики способности суждения" – "Почему природа целесообразна?":

Потому что для лучшего объяснения порядка природы человек навязывает целесообразность природе.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Иоганн Фихте

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель