стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель
Георг Гегель. Логика саморазвития Абсолюта
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы

Георг Гегель. Логика

Схема 6.5.3. Классическая немецкая философия. Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Логика
Абсолют – саморазвивающаяся субстанция
стрелка
Логика Аристотеля недостаточна для анализа процессов саморазвития Абсолюта
стрелка
Логика Аристотеля относится только к мышлению и запрещает противоречия
стрелка
Диалектическая логика охватывает мышление, природу и общество; диалектические противоречия – универсальный источник развития

Логика

В сфере Логики Абсолют определяет себя как творчески развивающуюся субстанцию вне связи с каким-либо конкретным содержанием, как синтез чистых категорий, как Абсолютную идею.

Чтобы начать творить, Абсолют должен сначала просто быть. Это объясняет, почему Бытие – первая глобальная сфера развития Абсолюта. Бытие само по себе есть дурная бесконечность несвязанных друг с другом единичностей, которая преодолевается посредством обоснования их единства в некоторой сущности. Сущность как основание Бытия – вторая глобальная сфера развития Абсолюта. Синтез Бытия и Сущности открывает третью глобальную сферу развития Абсолюта – как Понятия. В сфере Понятия, в которой бытие становится существенным, а сущность получает существование, Абсолют превращается в саморазвивающийся Разум.

Абсолют противоречив. Разрешение противоречий совершается в форме тройственного ритма (тезис-антитезис-синтез) и открывает для Абсолюта после завершения очередного круга возможность подняться на более высокий уровень.

Развитие Абсолюта не объясняется обычной формальной логикой, созданной Аристотелем, по двум важнейшим причинам:

• во-первых, ее законы распространяются только на мышление, тогда как Абсолют охватывает мышление, природу и общество;

• во-вторых, она запрещает противоречия: "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" (Аристотель, "Метафизика").

Для объяснения развития Абсолюта Гегель создает новую, диалектическую, логику. Ее главный тезис: "Нет вообще абсолютно ничего, в чем мы не могли бы и не были вынуждены обнаружить противоречие" ("Энциклопедия философских наук").

Все существующее противоречиво; благодаря противоречиям все развивается. "Противоречие – вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить" (там же).

Принципиальные отличия диалектической логики от формальной поясняет следующая сравнительная таблица.

Формальная логикаДиалектическая логика
Логические противоположности (А и не-А) не могут быть одновременно истинны: одна истинна, другая ложна (А или не-А)Диалектические противоположности (А учитель В и В ученик А) всегда вместе истинны или вместе ложны
Умножение логических противоположностей порождает пустое множество, или логическое противоречие (А х не-А = ∅)Умножение диалектических противоположностей сохраняет их без изменения (А учитель В х В ученик А = А учитель В = В ученик А)
Разрешение логического противоречия требует исключения ложной противоположностиРазрешение диалектического противоречия требует наличия обеих противоположностей; означает устранение исходного неравенства, породившего противоречие (А достигает уровня знаний В и перестает быть его учеником, а В – учителем А)
Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Георг Гегель. Философия природы

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель
Георг Гегель. Логика саморазвития Абсолюта
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы