Георг Гегель. Логика Абсолют – саморазвивающаяся субстанция |
---|
Логика Аристотеля недостаточна для анализа процессов саморазвития Абсолюта |
Логика Аристотеля относится только к мышлению и запрещает противоречия |
Диалектическая логика охватывает мышление, природу и общество; диалектические противоречия – универсальный источник развития |
Логика
В сфере Логики Абсолют определяет себя как творчески развивающуюся субстанцию вне связи с каким-либо конкретным содержанием, как синтез чистых категорий, как Абсолютную идею.
Чтобы начать творить, Абсолют должен сначала просто быть. Это объясняет, почему Бытие – первая глобальная сфера развития Абсолюта. Бытие само по себе есть дурная бесконечность несвязанных друг с другом единичностей, которая преодолевается посредством обоснования их единства в некоторой сущности. Сущность как основание Бытия – вторая глобальная сфера развития Абсолюта. Синтез Бытия и Сущности открывает третью глобальную сферу развития Абсолюта – как Понятия. В сфере Понятия, в которой бытие становится существенным, а сущность получает существование, Абсолют превращается в саморазвивающийся Разум.
Абсолют противоречив. Разрешение противоречий совершается в форме тройственного ритма (тезис-антитезис-синтез) и открывает для Абсолюта после завершения очередного круга возможность подняться на более высокий уровень.
Развитие Абсолюта не объясняется обычной формальной логикой, созданной Аристотелем, по двум важнейшим причинам:
• во-первых, ее законы распространяются только на мышление, тогда как Абсолют охватывает мышление, природу и общество;
• во-вторых, она запрещает противоречия: "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" (Аристотель, "Метафизика").
Для объяснения развития Абсолюта Гегель создает новую, диалектическую, логику. Ее главный тезис: "Нет вообще абсолютно ничего, в чем мы не могли бы и не были вынуждены обнаружить противоречие" ("Энциклопедия философских наук").
Все существующее противоречиво; благодаря противоречиям все развивается. "Противоречие – вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить" (там же).
Принципиальные отличия диалектической логики от формальной поясняет следующая сравнительная таблица.
Формальная логика | Диалектическая логика |
---|---|
Логические противоположности (А и не-А) не могут быть одновременно истинны: одна истинна, другая ложна (А или не-А) | Диалектические противоположности (А учитель В и В ученик А) всегда вместе истинны или вместе ложны |
Умножение логических противоположностей порождает пустое множество, или логическое противоречие (А х не-А = ∅) | Умножение диалектических противоположностей сохраняет их без изменения (А учитель В х В ученик А = А учитель В = В ученик А) |
Разрешение логического противоречия требует исключения ложной противоположности | Разрешение диалектического противоречия требует наличия обеих противоположностей; означает устранение исходного неравенства, породившего противоречие (А достигает уровня знаний В и перестает быть его учеником, а В – учителем А) |
Дальше → Георг Гегель. Философия природы