Фридрих Шеллинг Ни природа, ни сознание по отдельности не могут быть началами философии |
---|
Философские системы материалистов, Канта и Фихте несостоятельны |
Первоначалом философии может быть только единство всех противоположностей, называемое Абсолютом-Богом |
В границах Абсолюта природа и сознание взаимно и бессознательно порождают друг друга |
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) сначала следовал принципам наукоучения Фихте; затем дополнил их натурфилософскими соображениями, создав систему "трансцендентального идеализма", рассматривающую философию как историю самосознания, различающуюся эпохами конструирования природы; потом – философию абсолютного тождества материального и идеального и, наконец, философию откровения.
Основное произведение – "Система трансцендентального идеализма" (1800).
Шеллинг считает, что Фихте не решил проблему обоснования начала философии. Ни сознание, ни природа сами по себе не могут быть таким началом.
Если в качестве начала философии выбрать абсолютное сознание, это будет означать приписывание ему такой полноты функций, которая сделает бессмысленной существование другой противоположности – природы.
Аналогично, если в качестве начала философии выбрать природу, это будет означать приписывание ей такой полноты функций, которая уничтожит необходимость существования сознания.
Необходимо исходить из единства природы и сознания, понимая под ним Абсолют как центр равновесия всех противоположностей, в котором их действия друг против друга нейтрализуются, как точку всеобщего безразличия. Этот Абсолют есть Бог, рациональное познание которого невозможно.
Абсолют – высший принцип всего существующего, в нем нет никаких различий между сознанием и природой. Ни материализм, ни идеализм не представляют полной правды. Подлинная философия – философия абсолютного тождества природы и разума. "Следовательно, познать неразличенность в абсолюте, а именно что в нем идея есть субстанция, просто реальное, что форма есть сущность, а сущность – форма, что одно от другого неотделимо и каждое есть не только полное подобие другого, но оно само, – познать эту неразличенность означает познать абсолютный центр тяжести и как бы исходный металл истины, вещество которого сплавляет все единичные истины и без которого нет ничего истинного" ("Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Беседа").
Между неорганической и органической природой нет резких границ. "Употребляя наш способ выражения, мы можем сказать таким образом: все качества суть ощущения, все тела – воззрения природы, сама же природа со всеми своими ощущениями и воззрениями является, так сказать, оцепеневшим мышлением" ("Всеобщая дедукция динамического процесса или категорий физики").
Вся природа пронизана двойственностью (полярностью) сил, вечно стремящихся к синтезу, или примирению. "Закон полярности есть всеобщий закон мироздания" ("О мировой душе").
Природа развивается исторически, ибо она есть непрерывная "продуктивность". "…Природа в качестве бесконечной продуктивности должна, собственно говоря, мыслиться находящейся в процессе бесконечной эволюции" ("Введение к наброску системы натурфилософии").
Познать Абсолют с помощью разума невозможно. Единство всех противоположностей открывается только в откровении и интуиции.
Дальше → Георг Гегель