стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель

Классическая немецкая философия. Фридрих Шеллинг

Схема 6.4. Классическая немецкая философия. Фридрих Шеллинг
Фридрих Шеллинг
Ни природа, ни сознание по отдельности не могут быть началами философии
стрелка
Философские системы материалистов, Канта и Фихте несостоятельны
стрелка
Первоначалом философии может быть только единство всех противоположностей, называемое Абсолютом-Богом
стрелка
В границах Абсолюта природа и сознание взаимно и бессознательно порождают друг друга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) сначала следовал принципам наукоучения Фихте; затем дополнил их натурфилософскими соображениями, создав систему "трансцендентального идеализма", рассматривающую философию как историю самосознания, различающуюся эпохами конструирования природы; потом – философию абсолютного тождества материального и идеального и, наконец, философию откровения.

Основное произведение – "Система трансцендентального идеализма" (1800).

Шеллинг считает, что Фихте не решил проблему обоснования начала философии. Ни сознание, ни природа сами по себе не могут быть таким началом.

Если в качестве начала философии выбрать абсолютное сознание, это будет означать приписывание ему такой полноты функций, которая сделает бессмысленной существование другой противоположности – природы.

Аналогично, если в качестве начала философии выбрать природу, это будет означать приписывание ей такой полноты функций, которая уничтожит необходимость существования сознания.

Необходимо исходить из единства природы и сознания, понимая под ним Абсолют как центр равновесия всех противоположностей, в котором их действия друг против друга нейтрализуются, как точку всеобщего безразличия. Этот Абсолют есть Бог, рациональное познание которого невозможно.

Абсолют – высший принцип всего существующего, в нем нет никаких различий между сознанием и природой. Ни материализм, ни идеализм не представляют полной правды. Подлинная философия – философия абсолютного тождества природы и разума. "Следовательно, познать неразличенность в абсолюте, а именно что в нем идея есть субстанция, просто реальное, что форма есть сущность, а сущность – форма, что одно от другого неотделимо и каждое есть не только полное подобие другого, но оно само, – познать эту неразличенность означает познать абсолютный центр тяжести и как бы исходный металл истины, вещество которого сплавляет все единичные истины и без которого нет ничего истинного" ("Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Беседа").

Между неорганической и органической природой нет резких границ. "Употребляя наш способ выражения, мы можем сказать таким образом: все качества суть ощущения, все тела – воззрения природы, сама же природа со всеми своими ощущениями и воззрениями является, так сказать, оцепеневшим мышлением" ("Всеобщая дедукция динамического процесса или категорий физики").

Вся природа пронизана двойственностью (полярностью) сил, вечно стремящихся к синтезу, или примирению. "Закон полярности есть всеобщий закон мироздания" ("О мировой душе").

Природа развивается исторически, ибо она есть непрерывная "продуктивность". "…Природа в качестве бесконечной продуктивности должна, собственно говоря, мыслиться находящейся в процессе бесконечной эволюции" ("Введение к наброску системы натурфилософии").

Познать Абсолют с помощью разума невозможно. Единство всех противоположностей открывается только в откровении и интуиции.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Георг Гегель

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель