стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы
Георг Гегель. Философия духа
Людвиг Фейербах
Современная философия

Георг Гегель. Философия природы

Схема 6.5.4. Классическая немецкая философия. Георг Гегель. Философия природы
Георг Гегель. Философия природы
Определения Абсолюта как Абсолютной идеи недостаточно для доказательства его субстанциональности
стрелка
Абсолют должен доказать свою действительность и как разум всей природы
стрелка
Природа развивается не эволюционно, а диалектически – конечная цель (возникновение жизни) определяет последовательность и связь всех ведущих к ней ступеней (циклов)

Философия природы

В сфере Логики Абсолют достигает максимальной всеобщности и действительности, но лишь как Абсолютная идея, как система чистых, без определенного содержания категорий. Ему не хватает доказательства, что он – разумная и деятельная основа всего, что существует предметно. Такое доказательство Абсолют может получить, лишь наполнив свои категории природным содержанием, или, что то же, связав все факты естественных наук систематической связью с Абсолютом. Природа должна раскрыться как иная форма бытия Абсолюта. "Природа есть идея [Абсолют как Понятие] в форме инобытия" ("Энциклопедия философских наук").

Не опыт, а Абсолют обеспечивает единство органической и неорганической природы. "Особенное содержание находится в физике вне всеобщего [вне связи с Абсолютом] и, следовательно, раздроблено, расщеплено, разрознено, разбросано, не имеет в самом себе необходимой связи" (там же).

Взгляд на природу как на череду метаморфоз (модификаций какого-либо одного начала, основания) Абсолюта позволяет понять ее как последовательно развивающуюся систему – от низших ступеней неорганической природы к человеку как высшей ступени органической природы. В основу метаморфозы положена "одна идея, пребывающая во всех различных родах, а также в отдельных органах, так что эти роды и органы являются лишь преобразованиями одного и того же типа" ("Энциклопедия философских наук").

Механика – первая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Пространство, время, движение и материя – главные смыслы Абсолюта на этой ступени. Здесь господствует механическая всеобщность и безразличие природных объектов к существованию друг друга.

Физика – вторая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. На этой ступени тела обретают индивидуальность (особенные свойства) и между ними, помимо механических сил притяжения и отталкивания, возникают специфические взаимодействия – химические, электрические, магнитные, тепловые и т. п.

Органика (органическая физика) – третья крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Здесь Абсолют познает себя последовательно в виде расширяющегося круга различных организмов – "геологического", "растительного", "животного". Последний – вершина природы. "Животный организм есть микрокосм, приобретший бытие для себя, центр природы, в котором вся неорганическая природа объединилась и идеализировалась" (там же).

Природа развивается ради осуществления своей априорной цели – возникновения жизни и все этапы ее развития суть ступени движения к этой цели. Ничто не появляется постепенно, эволюционно. Каждое видоизменение организмов есть "сразу и целиком то, что оно есть" (там же).

Высшие формы возникают из низших и включают их в себя в преобразованном виде, но никогда к ним не сводимы: целое не равно сумме своих частей.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Георг Гегель. Философия духа

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы
Георг Гегель. Философия духа
Людвиг Фейербах
Современная философия