• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы Георг Гегель. Философия духа Людвиг Фейербах Современная философия |
Георг Гегель. Философия природы Определения Абсолюта как Абсолютной идеи недостаточно для доказательства его субстанциональности |
---|
Абсолют должен доказать свою действительность и как разум всей природы |
Природа развивается не эволюционно, а диалектически – конечная цель (возникновение жизни) определяет последовательность и связь всех ведущих к ней ступеней (циклов) |
Философия природы
В сфере Логики Абсолют достигает максимальной всеобщности и действительности, но лишь как Абсолютная идея, как система чистых, без определенного содержания категорий. Ему не хватает доказательства, что он – разумная и деятельная основа всего, что существует предметно. Такое доказательство Абсолют может получить, лишь наполнив свои категории природным содержанием, или, что то же, связав все факты естественных наук систематической связью с Абсолютом. Природа должна раскрыться как иная форма бытия Абсолюта. "Природа есть идея [Абсолют как Понятие] в форме инобытия" ("Энциклопедия философских наук").
Не опыт, а Абсолют обеспечивает единство органической и неорганической природы. "Особенное содержание находится в физике вне всеобщего [вне связи с Абсолютом] и, следовательно, раздроблено, расщеплено, разрознено, разбросано, не имеет в самом себе необходимой связи" (там же).
Взгляд на природу как на череду метаморфоз (модификаций какого-либо одного начала, основания) Абсолюта позволяет понять ее как последовательно развивающуюся систему – от низших ступеней неорганической природы к человеку как высшей ступени органической природы. В основу метаморфозы положена "одна идея, пребывающая во всех различных родах, а также в отдельных органах, так что эти роды и органы являются лишь преобразованиями одного и того же типа" ("Энциклопедия философских наук").
Механика – первая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Пространство, время, движение и материя – главные смыслы Абсолюта на этой ступени. Здесь господствует механическая всеобщность и безразличие природных объектов к существованию друг друга.
Физика – вторая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. На этой ступени тела обретают индивидуальность (особенные свойства) и между ними, помимо механических сил притяжения и отталкивания, возникают специфические взаимодействия – химические, электрические, магнитные, тепловые и т. п.
Органика (органическая физика) – третья крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Здесь Абсолют познает себя последовательно в виде расширяющегося круга различных организмов – "геологического", "растительного", "животного". Последний – вершина природы. "Животный организм есть микрокосм, приобретший бытие для себя, центр природы, в котором вся неорганическая природа объединилась и идеализировалась" (там же).
Природа развивается ради осуществления своей априорной цели – возникновения жизни и все этапы ее развития суть ступени движения к этой цели. Ничто не появляется постепенно, эволюционно. Каждое видоизменение организмов есть "сразу и целиком то, что оно есть" (там же).
Высшие формы возникают из низших и включают их в себя в преобразованном виде, но никогда к ним не сводимы: целое не равно сумме своих частей.
Дальше → Георг Гегель. Философия духа
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы Георг Гегель. Философия духа Людвиг Фейербах Современная философия |