• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы Георг Гегель. Философия духа Людвиг Фейербах Современная философия |
Георг Гегель. Философия духа Завершение самопознания Абсолюта требует от него синтеза определений как Логики и как Природы |
---|
Результат синтеза Логики и Природы – Дух, посредством которого Абсолют обретает способность познать самого себя |
Философия Гегеля – высшая форма осознания Абсолютом своей всемирной миссии, завершение своего развития |
Философия духа
Сфера Духа завершает самопознание Абсолюта. Абсолют, приобретший природное содержание, реализует себя в форме высшего продукта жизни – мыслящего человека. Появление человека предопределено Абсолютом уже в сфере Логики, ибо никто, кроме человека, не способен к познанию и самопознанию. Он – единственное орудие самоопределения Абсолюта. Философия духа – философия человека и социального мира, который он сам создает и по законам которого живет и творит, включая и самого себя. "Только человек есть мыслящий дух" ("Энциклопедия философских наук").
Сфера Духа распадается на три глобальных части (круга) – Абсолют как Субъективный дух, Абсолют как Объективный дух и Абсолют как Абсолютный дух.
Субъективный дух – этапы становления Абсолюта как человеческой души вплоть до появления сознания, разума и свободы как ее высшей ценности. "В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего понятия" ("Энциклопедия философских наук").
Объективный дух – формы развития Абсолюта как "свободной воли", – субъектом права, морали и государственности. Познание себя в форме государства и всемирной истории – высшие достижения Абсолюта в этой сфере. Развитие как отдельного человека, так и всей истории подчиняется одному закону – закономерному осуществлению свободы. Однако "хитрость" Разума (Абсолюта) состоит в том, что отдельный человек не способен осознать полностью всю разумность хода истории. В деятельности людей, руководствующихся личными интересами и страстями, "осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено в этом интересе, однако не заключено в их сознании и в их намерении" (там же).
Неосознаваемым в истории является ее конечный результат, который определяется не человеком, а Абсолютом как Объективным духом.
Абсолютный дух – сфера синтеза Субъективного и Объективного духа. Развитие истории постепенно раскрывает разумность Абсолюта. "Мыслящий дух всемирной истории… возвышается до знания абсолютного духа". Такое знание выступает в виде "вечно действительной истины, в которой знающий разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история служат только к его раскрытию" (там же).
Завершающие самопознание Абсолюта этапы – искусство, религии и философия. В искусстве Абсолют открывается себе в непосредственной форме; в религии (христианской) он познает как Бога; в философии (гегелевской) – как Понятие, в котором логическая форма Абсолюта и его природно-социальное содержание полностью раскрываются. Философия Гегеля завершает последний круг развития Абсолюта. Благодаря ей открыты все истины, выявлены и синтезированы все смыслы Абсолюта. Философия Гегеля – самое точное воспроизведение движения Абсолюта к открытию самого себя как Абсолютной истины и тем самым завершению умственного развития человечества.
Дальше → Людвиг Фейербах
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы Георг Гегель. Философия духа Людвиг Фейербах Современная философия |