стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы
Георг Гегель. Философия духа
Людвиг Фейербах
Современная философия

Георг Гегель. Философия духа

Схема 6.5.5. Классическая немецкая философия. Георг Гегель. Философия духа
Георг Гегель. Философия духа
Завершение самопознания Абсолюта требует от него синтеза определений как Логики и как Природы
стрелка
Результат синтеза Логики и Природы – Дух, посредством которого Абсолют обретает способность познать самого себя
стрелка
Философия Гегеля – высшая форма осознания Абсолютом своей всемирной миссии, завершение своего развития

Философия духа

Сфера Духа завершает самопознание Абсолюта. Абсолют, приобретший природное содержание, реализует себя в форме высшего продукта жизни – мыслящего человека. Появление человека предопределено Абсолютом уже в сфере Логики, ибо никто, кроме человека, не способен к познанию и самопознанию. Он – единственное орудие самоопределения Абсолюта. Философия духа – философия человека и социального мира, который он сам создает и по законам которого живет и творит, включая и самого себя. "Только человек есть мыслящий дух" ("Энциклопедия философских наук").

Сфера Духа распадается на три глобальных части (круга) – Абсолют как Субъективный дух, Абсолют как Объективный дух и Абсолют как Абсолютный дух.

Субъективный дух – этапы становления Абсолюта как человеческой души вплоть до появления сознания, разума и свободы как ее высшей ценности. "В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего понятия" ("Энциклопедия философских наук").

Объективный дух – формы развития Абсолюта как "свободной воли", – субъектом права, морали и государственности. Познание себя в форме государства и всемирной истории – высшие достижения Абсолюта в этой сфере. Развитие как отдельного человека, так и всей истории подчиняется одному закону – закономерному осуществлению свободы. Однако "хитрость" Разума (Абсолюта) состоит в том, что отдельный человек не способен осознать полностью всю разумность хода истории. В деятельности людей, руководствующихся личными интересами и страстями, "осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено в этом интересе, однако не заключено в их сознании и в их намерении" (там же).

Неосознаваемым в истории является ее конечный результат, который определяется не человеком, а Абсолютом как Объективным духом.

Абсолютный дух – сфера синтеза Субъективного и Объективного духа. Развитие истории постепенно раскрывает разумность Абсолюта. "Мыслящий дух всемирной истории… возвышается до знания абсолютного духа". Такое знание выступает в виде "вечно действительной истины, в которой знающий разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история служат только к его раскрытию" (там же).

Завершающие самопознание Абсолюта этапы – искусство, религии и философия. В искусстве Абсолют открывается себе в непосредственной форме; в религии (христианской) он познает как Бога; в философии (гегелевской) – как Понятие, в котором логическая форма Абсолюта и его природно-социальное содержание полностью раскрываются. Философия Гегеля завершает последний круг развития Абсолюта. Благодаря ей открыты все истины, выявлены и синтезированы все смыслы Абсолюта. Философия Гегеля – самое точное воспроизведение движения Абсолюта к открытию самого себя как Абсолютной истины и тем самым завершению умственного развития человечества.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Людвиг Фейербах

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
Георг Гегель. Логика
Георг Гегель. Философия природы
Георг Гегель. Философия духа
Людвиг Фейербах
Современная философия