Людвиг Фейербах
Христианский Бог – абстракция человека, ложный результат усилий человека понять самого себя |
---|
Абсолют Гегеля – абстракция христианского Бога; философия Гегеля – рационализированная теология |
Причина заблуждений Гегеля – ложно понимаемый им принцип тождества мышления и бытия: как тождеств мышления (Абсолюта) с самим собой |
Мысль не существует сама по себе. Реальное тождество мышления и бытия – в предметной деятельности человека, его отношениях с другими людьми и природой |
Философия будущего – философия человека или антропология, теория его реальных отношений с другими людьми и природой |
Людвиг Андреас Фейербах (1801-1872) прошел путь от правоверного гегельянца до сокрушительной критики христианства, гегелевской философии Абсолюта и создания новой "философии будущего". Основное произведение – "Сущность христианства".
Тайна христианской религии – обожествление человеком своей собственной сущности. Религия – первая форма самосознания человека. Прежде чем искать свою сущность в себе, человек ищет ее вне себя.
Фундаментальная ошибка всей философии, начиная с Канта и заканчивая Гегелем, – в неверном решении вопроса об отношении мышления к бытию: первично не мышление, а бытие. "Если мы реализуем это представление [что мышление определяет вещи, а не наоборот]… то мы будем иметь мир как продукт "Я" (Фихте) или как произведение, как продукт нашего созерцания, нашего рассудка (Кант)… Таким образом, идеализм Канта, в котором вещи следуют рассудку, а не рассудок – вещам, есть не что иное, как реализация теологического представления о божественном уме, который не вещами определяется, а, наоборот, – их определяет" ("Основные положения философии будущего").
Мысль не существует сама по себе, в отрыве от того, кто ее мыслит. Поэтому абсолютный разум Гегеля – фикция, абстракция христианского Бога, а тот – абстракция человека: "Бог есть мыслящее существо, но предметы, которые он мыслит и постигает в себе, не отличны, подобно его разуму, от его сущности; таким образом, мысля вещи, он мыслит только самого себя, он, следовательно, пребывает в ненарушаемом единстве с самим собой. Это единство мыслящего и мыслимого составляет тайну спекулятивного [гегелевского] мышления" (там же).
Гегелевская философия построена как доказательство тождества мышления и бытия. Но на самом деле она представляет доказательство тождества мышления (Абсолюта) с самим собой.
Подлинная основа тождества бытия и мышления – предметная деятельность человека, зависящего от других людей и вынужденного взаимодействовать с ними.
Действительность бытия доказывается не мыслью, а чувством. Любовь – единственно достоверный признак реальности бытия: "Любовь есть страсть, и только страсть есть знамение бытия. Существует только то, что является объектом страсти, будь он действительный или воображаемый …Любовь есть подлинное онтологическое доказательство наличности предмета вне нашей головы, и нет другого доказательства бытия, кроме любви, ощущения вообще" (там же).
Человек (а не Бог) – основание тождества мышления и бытия: "Реальностью, субъектом разума является только человек. Мыслит человек, не "Я", не разум… Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек" (там же).
Подлинная философия – антропология, а не теология: "Прежняя [гегелевская] философия утверждала: что не мыслится, того нет, а новая философия утверждает: чего мы не любим, чего нельзя полюбить, того нет". "Новая философия есть полное, абсолютное, безоговорочное растворение теологии в антропологии" (там же).
Дальше → Современная философия: становление и основные направления