Позитивизм История развивается в соответствии с законом трех стадий: от теологической (детство) к метафизической, то есть философской (юность) и от нее к позитивной (зрелость) (научной) |
---|
Знание позитивно, если оно относительно, полезно, может быть проверено или опровергнуто в каком-либо опыте, согласуется со здравым смыслом |
Споры материалистов, идеалистов и теологов не имеют под собой оснований. Позитивное знание делает излишней всякую философию и религию |
Человечеству следует перестать интересоваться причинами, ибо их очень трудно установить, и искать ответы только на вопрос "Как?" |
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – сциентистское направление, считающее науку средством решения всех социальных проблем и исключающее из ее состава любые непроверяемые или не- опровергаемые в опыте утверждения. Возник в первой половине XIX в. под влиянием бурного развития науки и промышленности, трансформировался в конце XIX – начале XX в. сначала в эмпириокритицизм (махизм), затем в 20-е гг. XX столетия – в неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическую философию) и позже в 60-70-е гг. – в постпозитивизм.
К середине XIX в. вера в науку как универсальное средство общественного прогресса стала ослабевать. Причины неудач науки видели в наличии в ней метафизических элементов, роднивших ее с религией. Казалось, что философские абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты.
Французский философ Огюст Конт (1798-1857) написал шеститомный "Курс позитивной философии", чтобы доказать, что человечество вступило в третью, последнюю, стадию своего развития – позитивную (научную). По его мнению, умственное развитие человечества начинается с господства религиозных доктрин (цель – познание сверхъестественных причин); затем вступает в эпоху господства философских систем (цель – познание абсолютных причин); и, наконец, достигает позитивной стадии, на которой лидирующие позиции занимает "позитивная" наука (цель – познание законов связи, но не причин явлений опыта).
Согласно Конту, понятие "позитивный" должно пониматься как реальное, полезное, достоверное, точное, организующее, относительное, согласующееся с опытом и здравым смыслом в противовес химерическому, негодному, сомнительному, смутному, разрушительному, абсолютному, спекулятивному. Иными словами, знание позитивно, если оно либо получено из опыта, либо может быть проверено в опыте. Знание, не сводимое к данным опыта, – спекулятивное (религиозное, философское), должно безжалостно исключаться из науки как ей не свойственное. "Каждая наука – сама себе философия". Материализм и идеализм – одинаково устаревшие способы философствования. Задача каждой науки – избавляться от спекулятивных элементов, твердо придерживаться опыта как критерия истины.
Конт, следуя Юму, отрицал позитивное значение понятия причинной связи. Наука должна ограничиться исследованием явлений и их связями в опыте, а не тем, что служит их причиной. Поэтому главный вопрос для науки "Как это существует?", а не "Почему это существует?"
Конт создал классификацию позитивных наук по принципу "наука не является позитивной, если ей не соответствует какой-либо природный объект": астрономия, физика, химия, биология, социология.
• Науки связаны друг с другом принципом возрастания сложности объекта, но более сложные науки не сводимы к менее сложным; в этом же порядке науки должны изучаться и преподаваться.
• Математика – самая абстрактная и всеобщая наука. Она образует основание всей классификации.
• Социология – самая конкретная и сложная наука, обобщает на позитивной основе все общественные науки.
• Философия – методология науки, назначение которой – исследование логических законов мышления.
Дальше → Эмпириокритицизм (махизм)