стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия стрелка
8. Русская философия
Фридрих Ницше
Феноменология Эдмунда Гуссерля
Прагматизм
Позитивизм
Эмпириокритицизм (махизм)

Современная философия. Позитивизм

Схема 7.7.1. Современная философия: становление и основные направления. От позитивизма – к постпозитивизму. Позитивизм
Позитивизм
История развивается в соответствии с законом трех стадий: от теологической (детство) к метафизической, то есть философской (юность) и от нее к позитивной (зрелость) (научной)
стрелка
Знание позитивно, если оно относительно, полезно, может быть проверено или опровергнуто в каком-либо опыте, согласуется со здравым смыслом
стрелка
Споры материалистов, идеалистов и теологов не имеют под собой оснований. Позитивное знание делает излишней всякую философию и религию
стрелка
Человечеству следует перестать интересоваться причинами, ибо их очень трудно установить, и искать ответы только на вопрос "Как?"

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – сциентистское направление, считающее науку средством решения всех социальных проблем и исключающее из ее состава любые непроверяемые или не- опровергаемые в опыте утверждения. Возник в первой половине XIX в. под влиянием бурного развития науки и промышленности, трансформировался в конце XIX – начале XX в. сначала в эмпириокритицизм (махизм), затем в 20-е гг. XX столетия – в неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическую философию) и позже в 60-70-е гг. – в постпозитивизм.

К середине XIX в. вера в науку как универсальное средство общественного прогресса стала ослабевать. Причины неудач науки видели в наличии в ней метафизических элементов, роднивших ее с религией. Казалось, что философские абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты.

Французский философ Огюст Конт (1798-1857) написал шеститомный "Курс позитивной философии", чтобы доказать, что человечество вступило в третью, последнюю, стадию своего развития – позитивную (научную). По его мнению, умственное развитие человечества начинается с господства религиозных доктрин (цель – познание сверхъестественных причин); затем вступает в эпоху господства философских систем (цель – познание абсолютных причин); и, наконец, достигает позитивной стадии, на которой лидирующие позиции занимает "позитивная" наука (цель – познание законов связи, но не причин явлений опыта).

Согласно Конту, понятие "позитивный" должно пониматься как реальное, полезное, достоверное, точное, организующее, относительное, согласующееся с опытом и здравым смыслом в противовес химерическому, негодному, сомнительному, смутному, разрушительному, абсолютному, спекулятивному. Иными словами, знание позитивно, если оно либо получено из опыта, либо может быть проверено в опыте. Знание, не сводимое к данным опыта, – спекулятивное (религиозное, философское), должно безжалостно исключаться из науки как ей не свойственное. "Каждая наука – сама себе философия". Материализм и идеализм – одинаково устаревшие способы философствования. Задача каждой науки – избавляться от спекулятивных элементов, твердо придерживаться опыта как критерия истины.

Конт, следуя Юму, отрицал позитивное значение понятия причинной связи. Наука должна ограничиться исследованием явлений и их связями в опыте, а не тем, что служит их причиной. Поэтому главный вопрос для науки "Как это существует?", а не "Почему это существует?"

Конт создал классификацию позитивных наук по принципу "наука не является позитивной, если ей не соответствует какой-либо природный объект": астрономия, физика, химия, биология, социология.

• Науки связаны друг с другом принципом возрастания сложности объекта, но более сложные науки не сводимы к менее сложным; в этом же порядке науки должны изучаться и преподаваться.

• Математика – самая абстрактная и всеобщая наука. Она образует основание всей классификации.

• Социология – самая конкретная и сложная наука, обобщает на позитивной основе все общественные науки.

• Философия – методология науки, назначение которой – исследование логических законов мышления.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Эмпириокритицизм (махизм)

стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия стрелка
8. Русская философия
Фридрих Ницше
Феноменология Эдмунда Гуссерля
Прагматизм
Позитивизм
Эмпириокритицизм (махизм)