стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия стрелка
8. Русская философия
Позитивизм
Эмпириокритицизм (махизм)
Неопозитивизм (аналитическая философия)
Постпозитивизм
Экзистенциализм

Современная философия. Эмпириокритицизм (махизм)

Схема 7.7.2. Современная философия: становление и основные направления. От позитивизма – к постпозитивизму. Эмпириокритицизм (махизм)
Эмпириокритицизм (махизм)
В условиях кризиса физики и математики необходимо вернуться к "естественной концепции мира" – точке зрения здравого смысла, очищенной от всевозможных абсолютных и вечных истин
стрелка
"Естественная концепция мира" основана на том, что существуют субъекты, внешняя среда и многочисленные формы связи субъектов с внешней средой
стрелка
В опыте субъект и его среда существуют как одно неразрывное функционально связанное цело
стрелка
"Чистый опыт" – опыт, очищенный посредством критики от всех внеопытных и потому непроверяемых утверждений (абсолютных и вечных истин)
стрелка
"Чистый опыт" снимает противоположность материализма и идеализма как надуманную проблему, ставит все науки на надежный базис "нейтральные" человеческие ощущения. Закон чистого опыта – "принцип экономии": все, что не наблюдаемо, в опыт не включается

Эмпириокритицизм (махизм) – субъективно-идеалистическая разновидность позитивизма. Буквальное значение слова "эмпириокритицизм" – "критика опыта". Авторы – швейцарский философ и психолог Рихард Авенариус (1843-1896) и немецкий физик Эрнст Мах (1838-1916). Первый пытался обосновать философию как возвращение к "естественной концепции мира" о неразрывной связи субъекта и объекта, второй – устранить из физики все метафизические (непроверяемые в опыте) элементы и размышлять согласно "принципу экономии".

Причины возникновения эмпириокритицизма:

• Кризис в физике и основаниях математики в конце XIX века потребовал разработки более общих и строгих стандартов доказательства и научного исследования; по примеру математики выдвинул на первое место проблему оснований для всех опытных наук.

• Открытие электрона, радиоактивного излучения изменило традиционные представления о материи – атом оказался делимым.

• Бурное развитие экспериментальной психологии, открытие самостоятельной познавательной активности наших органов чувств, широкое распространение в психологии метода интроспекции – непосредственного наблюдения самого себя.

Философские и научные следствия кризиса и открытий конца XIX столетия:

• Делимость атома была расценена некоторыми философами и учеными как опровержение материализма ["материя исчезла"].

• Несводимость законов электродинамики к законам механики – как принципиальная ограниченность науки в объяснении природы.

• Познавательная активность и самостоятельность чувственного познания была расценена как фундамент всех остальных познавательных процедур и как исходный базис для всех наук о природе.

Главный тезис эмпириокритицизма – возможен "чистый опыт", очищенный от всего, что ему не принадлежит, состоящий исключительно из "нейтральных", то есть не материальных и не идеальных, элементов. В "чистом опыте" субьект и среда связаны таким образом, что одно не существует без другого. Возможность "чистого опыта", считал Авенариус, опровергает традиционное различие между материальным и идеальным; делает бессмысленными споры материалистов

и идеалистов о том, что первично – материя или сознание. Эмпириокритицизм, полагали его основоположники, преодолевает различие между материализмом и идеализмом.

Авенариус и Мах предложили считать "нейтральными элементами опыта" обычные ощущения. Вещи – "комплексы ощущений".

Мах предложил исключить из науки причинные объяснения. Законы природы – функциональные связи элементов опыта, наука – описание и анализ фактов. "Принцип экономии" – главный критерий успешного объяснения: все, что не воспринимается чувствами, не может быть предметом науки [например, абсолютное пространство и время Ньютона].

"Вся наука имеет целью заменить, то есть сэкономить, опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты… Не нужно много ума, чтобы попять, что экономическая функция науки совпадает с самой ее сущностью" (Э. Мах, "Механика. Историко-критический очерк ее развития").

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Неопозитивизм (аналитическая философия)

стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия стрелка
8. Русская философия
Позитивизм
Эмпириокритицизм (махизм)
Неопозитивизм (аналитическая философия)
Постпозитивизм
Экзистенциализм