Экзистенциализм Реальному существованию во времени и пространстве предшествует особый набор априорных условий существования, называемых экзистенцией |
---|
Экзистенция неделима и неизменяема, всегда предшествует реальному существованию и открывается только в пограничной ситуации (состояния непосредственной близости к смерти) |
Экзистенция всегда озабочена своим собственным существованием, т. е. проявляет себя прежде всего как забота |
Главная забота экзистенции – тревога по поводу подлинности существования: несет ли человек полную ответственность за свое существование |
Экзистенциализм (от лат. exist entia – существование) – философия существования. Возник после Первой мировой войны в Германии, после Второй мировой войны приобрел популярность в Западной Европе и во всем мире. Основоположник экзистенциализма, автор понятия существования, – датский религиозный философ Сёрен Кьеркегор (1813- 1855); главные теоретики – немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) и французский философ Жан-Поль Сартр (1905-1980).
Существование человека, а не природы – исходный пункт экзистенциализма. Существование принципиально отличается от понятия жизни. Жизнь может проявлять себя сильнее или слабее, благороднее или низменнее, делиться на разные периоды и т. д. Существование неделимо, неизменяемо, оно – до подобных определении. Или оно есть, или его нет. Существование – система априорных (предшествующих) условии человеческого бытия, открывается только в пограничной ситуации.
Существование в противоположность бытию вещей направлено на самого себя. Отношение, в котором для человека все сводится к его собственному бытию, названо Хайдеггером заботой и определено в качестве центральной структуры существования. Быть означает быть всегда озабоченным своим бытием.
Существование принципиально трансцендентно, открыто, устремлено за своп пределы. Существовать означает быть всегда соотнесенным с тем, чего еще нет, но что следует достигнуть.
Существование подлинно, если человек возлагает ответственность за свое бытие только на самого себя, избегает искушения быть как все и ни за что не отвечать. Между подлинным и неподлинным существованием нет никаких промежуточных ступеней.
Как отношение себя к самому себе существование есть также отношение к иному, есть бытие в мире. Мир – все, что само по себе не есть существование, но ему предшествует в качестве предварительных условий.
Существование в мире – заброшенное (случайное) и конечное (неотвратимо движущееся к концу) бытие. Причины: мир – то, что не зависит от человека, что противостоит ему, никогда не покоряется его мышлению, запутывает его в противоречиях, враждебен человеку и ограничивает его свободу.
Человеческое бытие в обычном состоянии находится в состоянии потерянности и поглощенности миром. Без внешнего принуждения бытие человека не может стать существованием.
Пограничная ситуация – состояние экзистенциального страха и тревоги перед физическим "ничто" (небытием, смертью).
Лишь в пограничной ситуации нам открывается подлинное существование: мы становимся сами собой. Человек не может стать самим собой посредством одной воли. Страх, разрывая всякую связь человека перед миром повседневных отношений, делает человека свободным. Открываемое в страхе существование познается в качестве абсолютной ценности. Страх смерти делает все планы и проекты условными во времени. Независимо от своего результата жизнь обретает смысл только перед лицом смерти. Существовать – значит существовать перед лицом смерти, ибо только она указывает нам окончательную ценность прожитой жизни.
Дальше → Герменевтика