стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм

Древнекитайская философия. Общая схема

Схема 1.4. Древнекитайская философия. Общая характеристика
Древнекитайская философия
Человек изначально не свободен: он не выбирает ни место, ни время, ни семью своего рождения
стрелкастрелка
Даосизм
Свобода – в способности человека познать все как проявление Дао и научиться вести себя как Дао: ничего не делая, достигать всего
Конфуцианство
Свобода – в способности человека перестать быть "низким", научиться быть "благородным мужем", не делать другому ничего, чего себе не желаешь

Древнекитайская философия, как древнеиндийская и древнегреческая, возникла примерно в VI-V вв. до н. э. Этот период китайской истории отмечен формированием новых экономических отношений, появлением денег и частной собственности, развитием производительных сил и ростом научных знаний, а также сильной государственной междоусобицей, что способствовало появлению людей, желающих приобрести специальные знания. Философия, длительное время развивавшаяся анонимно, становится авторской. Древнекитайская философия связана с именами Конфуция и Лаоцзы.

Если в Индии философские школы соотносились с Ведами, то в Китае – с конфуцианским учением. Есть у древнекитайской философии и другие отличительные черты:

• Взгляд на природу, человека и общество как единый универсум, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.

• Ориентированность на практическое решение социально-политических проблем. Отсюда минимальный интерес к сверхъестественному и максимальный к этическим и юридическим проблемам. Первостепенное внимание китайские философы уделяют способам управления государством и самоусовершенствования человека.

• Исключительный акцент китайских философов на проблемах и обобщении опыта китайской цивилизации.

• Отсутствие интереса к логическим проблемам доказательства и опровержения, к естественнонаучным проблемам.

• Превращение философии из независимого интеллектуального и духовного явления в государственную идеологию (конфуцианство).

Из философских систем Древнего Китая наиболее значительными являются две – даосизм и конфуцианство.

Даосы считали, что не только Вселенную, но и любую общественную систему нельзя привести в порядок искусственным образом. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается, управляя страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь.

Конфуций сделал акцент на сознательном формировании привилегированной касты управляющих – "благородных мужей". Новые управляющие опираются на силу традиции и личного примера. Семья – модель государства. Патерналистские отношения являются базисными для всех государственных структур. Главное правило государственно-человеческой морали – "золотое правило нравственности": чего не желаешь себе, того не делай другим.

Следует указать на принципиальное различие между древнеиндийской и древнекитайской философиями. Исходным, общим тезисом для обеих является признание изначальной несвободы человека. В этом – неустранимая причина страданий человека. Но если индийские философы искали пути индивидуального решения этой проблемы, то китайские, как правило, пути коллективного решения.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Древнекитайская философия. Даосизм

стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм