![]() 1. Восточная философия ![]() 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты Древнеиндийская ф. Философия буддизма Древнекитайская ф. Общая схема Древнекитайская ф. Даосизм |
Древнекитайская философия Человек изначально не свободен: он не выбирает ни место, ни время, ни семью своего рождения | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ![]() | |||
Даосизм Свобода – в способности человека познать все как проявление Дао и научиться вести себя как Дао: ничего не делая, достигать всего | Конфуцианство Свобода – в способности человека перестать быть "низким", научиться быть "благородным мужем", не делать другому ничего, чего себе не желаешь |
Древнекитайская философия, как древнеиндийская и древнегреческая, возникла примерно в VI-V вв. до н. э. Этот период китайской истории отмечен формированием новых экономических отношений, появлением денег и частной собственности, развитием производительных сил и ростом научных знаний, а также сильной государственной междоусобицей, что способствовало появлению людей, желающих приобрести специальные знания. Философия, длительное время развивавшаяся анонимно, становится авторской. Древнекитайская философия связана с именами Конфуция и Лаоцзы.
Если в Индии философские школы соотносились с Ведами, то в Китае – с конфуцианским учением. Есть у древнекитайской философии и другие отличительные черты:
• Взгляд на природу, человека и общество как единый универсум, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.
• Ориентированность на практическое решение социально-политических проблем. Отсюда минимальный интерес к сверхъестественному и максимальный к этическим и юридическим проблемам. Первостепенное внимание китайские философы уделяют способам управления государством и самоусовершенствования человека.
• Исключительный акцент китайских философов на проблемах и обобщении опыта китайской цивилизации.
• Отсутствие интереса к логическим проблемам доказательства и опровержения, к естественнонаучным проблемам.
• Превращение философии из независимого интеллектуального и духовного явления в государственную идеологию (конфуцианство).
Из философских систем Древнего Китая наиболее значительными являются две – даосизм и конфуцианство.
Даосы считали, что не только Вселенную, но и любую общественную систему нельзя привести в порядок искусственным образом. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается, управляя страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь.
Конфуций сделал акцент на сознательном формировании привилегированной касты управляющих – "благородных мужей". Новые управляющие опираются на силу традиции и личного примера. Семья – модель государства. Патерналистские отношения являются базисными для всех государственных структур. Главное правило государственно-человеческой морали – "золотое правило нравственности": чего не желаешь себе, того не делай другим.
Следует указать на принципиальное различие между древнеиндийской и древнекитайской философиями. Исходным, общим тезисом для обеих является признание изначальной несвободы человека. В этом – неустранимая причина страданий человека. Но если индийские философы искали пути индивидуального решения этой проблемы, то китайские, как правило, пути коллективного решения.
Дальше → Древнекитайская философия. Даосизм
![]() 1. Восточная философия ![]() 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты Древнеиндийская ф. Философия буддизма Древнекитайская ф. Общая схема Древнекитайская ф. Даосизм |