• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты Древнеиндийская ф. Философия буддизма Древнекитайская ф. Общая схема Древнекитайская ф. Даосизм |
Философия буддизма Чтобы избавиться от страданий и достигнуть состояния нирваны, человек должен следовать «четырем благородным истинам» | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Жизнь полна страданий — неудовлетворенные желания, болезни, смерть | Страдания имеют причину — эгоизм, ложные желания и неведение | Страдания можно прекратить, если приостановить «колесо жизни» | Существует метод устранения страданий — Восьмеричный путь | |||
Нирвана — состояние вечного блаженства, прекращение новых рождений, полная растворенность в объективном целом |
Буддизм (от "Будда" – буквально: "свергнувший невежество", "просветленный") – религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полной свободы от страданий). Одна из современных мировых религий. Противоположен Веданте, так как утверждает способность человека к самостоятельному освобождению. Одна из поговорок буддистов гласит: "Никто не может победить человека, если он сам победил себя".
Буддизм – этическая концепция. Все, что выходит за пределы этики, буддисты отказываются обсуждать. Бессмысленны, по их мнению, следующие вопросы: вечен или не вечен мир? конечен или бесконечен мир? едина или не едина душа с телом? бессмертен или смертен познавший истину?
Земная жизнь – иллюзия. Пока человек отягощен земными заботами, он находится в состоянии неведения, что ему нужно делать, чтобы достигнуть совершенства. Основная проблема для него – поиск истинного пути к спасению. Ее решение составляет содержание "четырех благородных истин", открывшихся Будде:
1. Жизнь в мире полна страданий.
2. Страдания имеют причины.
3. Страдания можно прекратить.
4. Есть путь к прекращению страданий.
Страдание – следствие изменчивости, невечности существования, иллюзии бытия человека в этом мире, его неотвратимой смерти.
Преходящий характер бытия, неведение и ложные желания – причины телесных и душевных страданий. В жизни нет ничего, за что следовало бы ее ценить, "ибо все, что существует, когда его приобретаешь, оказывается недостаточным".
Страдания можно прекратить, если человек найдет в себе силы остановить колесо жизни (закон причинности): из жажды жизни рождается неведение, из неведения – страдания и смерть. Если воля к жизни – причина всех страданий, в ее отрицании – наше спасение.
Спасение от страдания – в совершении Восьмеричного пути: от правильного понимания четырех благородных истин к правильной решимости (стремлению преобразовать свою жизнь в соответствии с четырьмя истинами), правильной речи (воздержанию от лжи, клеветы), правильному действию (подчинению страстей, искоренению иллюзий), образу жизни (привычке честно трудиться и внутренне очищаться), правильному усилию (борьбе с соблазнами, дурными мыслями), правильному вниманию (подчинению себе своего ума и эмоций) и правильному сосредоточению (освобождению от своей телесности, достижению полной невозмутимости и безразличия).
Правильный результат спасения, называемый нирваной, – состояние вечного блаженства. Представляет прекращение цикла рождений, полное растворение в объективном целом, абсолютную потерю индивидуальности, избавление от эгоизма, ложных желаний, совершенную отрешенность от всего, что привязывает человека к материальной жизни, – тела, ума и чувств.
Дальше → Древнекитайская философия. Общая схема
• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты Древнеиндийская ф. Философия буддизма Древнекитайская ф. Общая схема Древнекитайская ф. Даосизм |