стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм
Древнекитайская ф. Конфуцианство

Древнекитайская философия. Даосизм

Схема 1.5. Древнекитайская философия. Даосизм
Даосизм
Чтобы стать свободным, человек должен познать все как Дао и полностью слиться с Дао (подчиниться Дао)
стрелка
Дао — начало всех начал, не имеющее ни рождения, ни смерти; подчиняющий все и подчиняющийся только самому себеДэ — проявление Дао в земном мире и закон гармонии двух противоположностей — ян (бытия) и инь (небытия)
 
Великий путь (кругооборот) Дао

Великий путь (кругооборот) Дао

Даосизм (от "Дао" – буквально: "путь") – религиозно-философское направление древнекитайской философии. Основатель – мудрец Лао-цзы (старик (лао), ставший ребенком (цзы) после соприкосновения с философией, VI-V вв. до н. э.). Основная работа – "Дао дэ цзин" (Книга о Дао и дэ)

Дао – то, что все рождает, и одновременно высший закон бытия. Дэ – земное проявление Дао и закон симметрии, гармонии противоположностей Дао. Ци – жизненная сила, энергия Дао, которая способна сгущаться и разрежаться наподобие воздуха. Ци делится на ян (бытие, светлое начало) и инь (небытие, темное начало) – противоположные проявления Дао в земном мире, которые постоянно переходят друг в друга.

Основных проблем четыре:

• Что такое Дао?

• Какому закону подчиняется Дао?

• Что такое человек?

• Как стать мудрецом?

Дао – первооснова всех вещей, начало всех начал. Рождает все вещи, но само не имеет ни рождения, ни смерти. Бестелесно, безымянно, пусто и неисчерпаемо. Не имея формы и содержания, Дао скрывает в себе все. Не действуя активно, все совершает. Дао нельзя определить рационально. Всякое определение Дао условно, относительно и не соответствует истинному Дао. Абсолютно самодостаточен. Подчиняет себе все, сам подчиняется только самому себе. "Человек следует законам Земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам Дао. Дао следует самому себе".

Дао движется по великому кругу: от Предела – абсолютного Небытия, Пустоты и Покоя к дэ, своему земному проявлению, и обратно. Все земное также подчиняется круговому движению: за ян следует инь; за инь – ян. Бытие и небытие взаимно порождают друг друга. "Возвращение есть действие Дао, слабость есть средство Дао".

Человек имеет две натуры: естественную, истинную, связанную с подлинным Дао (тянь), и искусственную, основанную на человеческом дао (эгоизме, жэнь). Между ними большое различие: "Небесное Дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао – наоборот, оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято". Во власти человека следовать истинному Дао или человеческому.

В зависимости от соответствия тянь и жэнь существуют три категории людей:

• испорченные люди: полное отрицание тянь (полное доминирование жэнь);

• настоящие люди (гармония тянь и жэнь); "тот, в ком природное и человеческое не побеждают друг друга, и называется настоящим человеком";

• мудрецы (полное отрицание жэнь, полное доминирование тянь).

Мудрец – человек, отказавшийся от эгоизма, отбросивший ложные желания, "забывший себя". Мудрец достигает абсолютной свободы и становится полностью подобным Дао. Ничего не делая, он достигает всего. Недеяние и достижение всего – высшая степень свободы человека.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Древнекитайская философия. Конфуцианство

стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая характеристика
Древнекитайская ф. Даосизм
Древнекитайская ф. Конфуцианство